23.10.2013      801      0
 

Как перевести ребенка в другую школу?

Переход ребенка из школы в школу всегда достаточно болезненный. И не только для ребенка, но…


Как перевести ребенка в другую школу?

Как перевести ребенка в другую школу?

Переход ребенка из школы в школу всегда достаточно болезненный. И не только для ребенка, но и для родителей. Причинами смены школы могут быть переезд на новое место жительства, конфликтная ситуация в классе. Какие бы причины ни были, они всегда имеют стрессовый характер. Однако в силах родителей уменьшить стресс до минимума.

Естественно, проучившись несколько лет в одной школе, ребенок привыкает. И переход в новую школу будет сопряжен с рядом проблем. Родителям стоит обратить на это внимание. У ребенка сразу возникает множество вопросов: «Как меня примут?», «Понравится ли мне учитель?», «Как подружиться с ребятами, если они уже знакомы между собой?». Ребенок первое время будет сравнивать старую школу с новой, привычные требования с новыми. А если в старой школе остались друзья — то это вдвойне тяжелее. Поэтому от родителей требуется помощь в адаптации и создании благоприятных условий для общения. Нужно поощрять совместные прогулки и совместные мероприятия с ребятами из нового класса.

Подчас желание получить более качественное образование или образование по профилю вынуждает родителей менять школу. В данной ситуации проблемой может стать разница в требованиях или разница в учебных программах и нагрузках. Ребенок первое время пребывает в прострации, столкнувшись с непомерной нагрузкой. Но все это поправимо. Нужно время на адаптацию, время на настрой ко всему новому. Взрослым необходимо поддерживать ребенка, укреплять его веру в себя, в собственные силы — ведь, как правило, именно мы являемся инициаторами перехода в новую школу. Если школьник сожалеет о перемене места учебы — это сигнал вам. Обсудите проблемы, выбрав главные. Продумайте этапы разрешения проблемы. Обсуждение школьной жизни и помощь в решении проблем только поддержат ваши доверительные отношения с ребенком.

Но бывает и так, что уровень подготовки в старой школе не соответствует уровню подготовки в новой школе. Получается, что ребенок ни психологически, ни по уровню знаний не готов учиться в новой школе. Чтобы этого избежать, можно договориться с учителем о подготовке вашим ребенком доклада или ответа по конкретному вопросу. Попытайтесь с учителем создать успешную ситуацию. Адаптация к школе не может быть мгновенной, но и не должна затягиваться, потому что несобранность и неправильное распределение сил мешают ребенку учиться и могут стать явлением не временным, а постоянным.

Переход в другую школу из-за конфликта с учителем – очень частый случай. Лучше поменять класс, школу, чем терпеть даже один год. Ребенок каждый день приходит в эту «ужасную» атмосферу. Постоянное напряжение подрывает внутреннее состояние ребенка, так как он понимает, что в конфликте с учителем он ничего изменить не может. У него опускаются руки, теряется интерес к учебе, а, главное, снижается самооценка. Ни в коем случае родителям нельзя отмахиваться от проблемы. Не надо бояться менять школу, не надо затягивать, загонять проблему глубоко, вам все равно придется эту проблему решать. Перейдя в другой класс, ребенок может оказаться самым лучшим или, например, самым дружественным. Ведь очень часто дети оценивают друг друга глазами учителя.

Родители должны научить своего ребенка справляться со стрессом, научиться относиться к учителю, как к человеку со своими особенностями, контакт с которым неизбежен. Разумеется, не стоит заставлять ребенка выдерживать стресс, если стресс слишком велик. Проще подыскать ребенку другое учебное заведение. Как правило, ребенок понимает ситуацию и отдает себе отчет в происходящем, и если вы сомневаетесь, какое принять решение, то самое простое – спросить об этом у самого ребенка.

1) Постарайтесь подобрать школу заранее, еще весной. Обойдите несколько близлежащих к новому дому школ. Уже войдя в здание школы, можно многое понять. Обстановка школы — это как внешность человека: либо хочется дальше общаться, либо нет.

2) Поговорите с директором школы. Выясните, какие существуют в школе правила, традиции, обычаи, есть ли кружки и секции и какие именно. Помните, что директор — это голова школы, и именно от ее позиции в воспитании и обучении многое зависит.

3) Поговорите с будущим классным руководителем. Расскажите про Вашего ребенка. Ваш рассказ о будущем «новичке» должен быть уважительным, Вы должны рассказать о нем не только как об ученике, но как о личности (как общался с ребятами в старой школе, каких достиг успехов в кружках и секциях, какими чертами обладает). Подчеркивайте положительные стороны. Например, про одного и того же ребенка можно сказать, что он «медлительный», а можно — что «обстоятельный». Помните, что именно сейчас у учителя складывается первое впечатление о ребенке.

4) Спросите у педагога, насколько доброжелательная атмосфера в классе, и как ребята раньше принимали новеньких. Узнайте, как сам учитель будет помогать в адаптации.

5) Расскажите своему ребенку о посещении Вами школы. Желательно, чтобы еще весной Вы отвели его в новую школу и познакомили с классным руководителем.

6) Если ребенок младший школьник, то можно попросить у учителя дать Вам несколько телефонов его будущих одноклассников (из числа наиболее общительных и доброжелательных). Вы можете позвонить их мамам и как-нибудь состыковаться для совместной прогулки. Пока дети будут вместе играть (а им нетрудно найти общий язык на игровой площадке), вы сможете узнать дополнительную информацию о школе. Познакомившись с кем-то из будущих одноклассников, Ваш ребенок будет гораздо увереннее входить в новый класс, зная, что он уже не совсем чужой.

7) Если Вы работаете в каком-нибудь интересном месте, куда можно было бы организовать экскурсию детей из нового класса, то авторитет Вашему ребенку будет практически гарантирован. Моя знакомая (учитель младших классов) вспоминает, как папа одного «новичка» отвел весь класс на фабрику мороженного! Дети были в восторге, Коля был долго героем дня, недели, а потом ребята вообще забыли, что он недавно пришел, как будто с первого класса учился с ними. Поэтому, приложив смекалку и любовь к своему делу, любое место работы можно показать так, что это запомнится ребятам надолго.

8) Еще весной, если в школе, откуда предстоит уйти, есть психолог, то попросите его провести психодиагностику Вашего ребенка. Если такого специалиста в школе нет, то обратитесь в поликлинику (в некоторых есть психологи) или в один из государственных или частных психологических Центров. Сообщите, что со следующего года ребенку предстоит быть «новичком». На консультации психолог расскажет, какие сильные и слабые черты были выявлены в исследовании. Сильные — это то, на что ребенок сможет опираться в период адаптации в новом классе. Слабые надо будет «подтянуть» за лето, опираясь на советы специалиста. Самому ребенку психолог может дать советы, как вести себя в новом классе, учитывая личностные черты, а также положение в иерархии прежнего класса. «Лидеры» и «аутсайдеры» адаптируются труднее, чем более гибкие в общении «середняки». Трудно приходится тому, кто был «любимчиком», детям, добивающимся повышенного внимания неадекватными способами («шуты», «плаксы»), а также детям с особенностями внешности. Очень важно, чтобы именно психолог оценил весь комплекс возможных проблем и предложил решения.

9) Помните, что самое важное — это первое впечатление. Поэтому продумайте заранее, как будет выглядеть ребенок. Дети и подростки всегда обращают внимание на внешность, поэтому Ваш ребенок должен быть одет в меру модно, как и его сверстники. Аккуратность тоже очень важна. Обратите внимание на прическу, на то, чтобы одежда, обувь и рюкзак были чистыми.

10) Совет для самих родителей и других близких ребенка: не жалейте своего «бедненького» ребенка, которому придется «так трудно». Будущий «новичок» может действительно начать нервничать и бояться. Не собирайте «историй-страшилок» по знакомым и друзьям. Не позволяйте их рассказывать в присутствии ребенка. Главное — уверенный и позитивный настрой.

11) Многие из советов, которые были даны, надо начинать осуществлять уже сейчас. Не откладывайте на «потом», думая, что времени в запасе еще «целое лето». И, главное, помните, что «не так страшен черт, как его малюют». Опыт перехода в другую школу учит ребенка искусству адаптации в новом коллективе, что очень пригодится ему в будущем, например, когда он будет менять работу. Главное — верить в своего ребенка, и все получится!