17.11.2017      1905      0
 

Умственное воспитание ребенка семье

Начать следует с того, что умственное воспитание ребенка заключается в обогащении знаний ребенка, развитии мыслительных процессов, формировании…


Начать следует с того, что умственное воспитание ребенка заключается в обогащении знаний ребенка, развитии мыслительных процессов, формировании умения находить, осмысливать, интерпретировать, использовать в соответствии с потребностью необходимую информацию. Его успех зависит от характера усваиваемых знаний, от средств и методов, которыми пользуется воспитатель, его умение настраивать ребенка на постоянное интеллектуальное развитие и производительную интеллектуальную деятельность. Эти аспекты являются составляющими содержания умственного воспитания.

Внутренний смысл умственного воспитания состоит в формировании у детей определенного объема знаний о предметах и явлениях, а также в формировании способов мыслительной деятельности (умение наблюдать, анализировать, сравнивать, обобщать).

Для умственного воспитания важно обеспечить получение ребенком систематизированных знаний, организованных в определенной последовательности и полноте, что дает возможность рассматривать и использовать их как единственное целое. Ориентация на систематизацию способствует актуализации предварительно добытых знаний и глубокому пониманию тех, которые формируются.

В процессе усвоения систематизированных знаний возможно формирование общей стратегии познавательной деятельности ребенка — от выделения предмета к установлению его связи с другими предметами, рядом с которыми он существует. Впоследствии происходит анализ его отдельных свойств в системе функциональных связей с другими предметами. Следовательно, необходимым элементом содержания умственного воспитания является усвоение систематизированных знаний об окружающем мире.

Многолетний опыт зарубежной и отечественной педагогики свидетельствует о том, что успешный процесс умственного воспитания реализуется через использование таких его средств, как:

1. Ознакомление с предметами и явлениями окружающего мира. В раннем детстве ребенка знакомят с конкретными предметами и явлениями ближайшего окружения. Овладение разными видами предметных действий и языком обеспечивает формирование элементарного круга представлений: о качествах и свойствах предметов быта, игрушки, определенные объекты природы, о назначении отдельных предметов и способах пользования ими. В дошкольный период ребенок овладевает основными умениями и навыками разных видов деятельности: игровой, трудовой, учебной, общение, рисование, лепка, конструирование. Расширение знаний о предметах и явлениях происходит благодаря овладению и развитию новых видов деятельности, углублению содержания тех, которые сформировались в раннем возрасте.

Одним словом, все, что окружает ребенка (люди, предметный мир, природа, явления общественной жизни), является источником умственного развития. В своей повседневной жизни ребенок добывает новые знания, приобретает новый опыт.

2. Общение с взрослыми. Особенную роль в умственном воспитании играют ответы взрослых на многочисленные вопросы детей, которые являются одним из показателей их умственного развития.

3. Разные виды деятельности детей. Важным средством воспитания является умственная деятельность детей. Так, уже в раннем возрасте умственное воспитание происходит в процессе организации предметной деятельности детей. Это требует создания предметной среды, которая бы побуждала детей к познавательным действиям.

Не менее важным фактором является развитие речи, которое открывает новые возможности для формирования первичных представлений, помогает устанавливать связки между предметами, действиями и словами, что подводит детей к элементарному обобщению.

В умственном воспитании важная роль принадлежит игре, в которой отображаются впечатления детей об окружающей действительности, творчески интерпретируются их представления о предметах и явлениях, понимании событий.

Умственное развитие ребенка зависит и от того, насколько он включен в производительные виды деятельности. Каждая производительная деятельность предусматривает умение ребенка планировать, то есть сначала представлять образ того, что создается, а затем воплощать его в практической деятельности.

В процессе изображающей деятельности (рисование, лепка, изготовление аппликаций) расширяются и углубляются знания о предметах и явлениях окружающего мира, развиваются сенсорные способности. Вообще, изобразительная деятельность ребенка разворачивается на основе восприятия, осмысления, переживания воспринятого, выявления своего отношения к нему через изображение.

На умственное воспитание детей влияет и трудовая деятельность. Она, в значительной мере разворачиваясь на сенсорной основе, требует от ребенка элементарных навыков планирования: определять последовательность работ, распределять обязанности между участниками, договариваться об общем результате. Ребенок должен предварительно готовить все необходимое для работы, уметь использовать инструменты и материалы.

4. Учеба. Этот вид деятельности является самым действенным средством умственного воспитания. Вместе с обогащением детей новыми знаниями в процессе учебы повышается уровень их развития, совершенствуются все формы мыслительной деятельности. В процессе учебы дети учатся анализировать предметы, овладевают стратегией познавательной деятельности.

В конце необходимо отметить, что только системное использование всех, описанных выше, средств умственного воспитания обеспечивает общее гармоничное развитие ребенка, способствует приобретению необходимых знаний об окружающем мире и позволяет качественно формировать его познавательные способности.