29.07.2017      1326      0
 

Что такое Воспитание детей?

Сегодня родителям предоставлена свобода выбора – есть разные детские учреждения, школы с многочисленными уклонами, гимназии…


Сегодня родителям предоставлена свобода выбора – есть разные детские учреждения, школы с многочисленными уклонами, гимназии и пр.; существует система платного частного обучения и бесплатного – государственного. Ребенок может находиться под наблюдением обычного участкового врача или оплачиваемого специалиста; женщина вправе выбирать тип роддома и способ родов. На первый взгляд, это должно радовать и успокаивать, но зачастую это оборачивается растерянностью и неверием в предлагаемые услуги. Во-первых, далеко не каждой семье под силу оплатить дорогое образование или медицинское обследование. Во-вторых, многих настораживает ориентация педагогов и медицинских работников на иностранные образцы, которые далеко не всегда подходят нам, иной раз прямо противоречат сложившимся взглядам, привычкам и национальному самосознанию.

Наконец, последнее время мы столкнулись с еще одним явлением, чреватым самыми непредсказуемыми последствиями: появилось великое множество доморощенных целителей, «специалистов» по разным магическим «наукам», официально предлагающих на страницах печатной продукции свою помощь во всех случаях жизни. Столь же многочисленным и разнообразным представляется и институт всякого рода репетиторов, воспитателей, создателей клубов, кружков, групп по обучению детей и их творческому, эстетическому развитию. Спору нет, в этих областях есть прекрасные специалисты, честные и умные люди, но, согласитесь, халтуры и безграмотности, авантюризма и эгоистического стремления хорошо зарабатывать при полной безответственности тоже хватает.

Есть еще одно не менее настораживающее обстоятельство. Зачастую современная молодая женщина стремится, как можно раньше получить свободу от домашних дел, в том числе и от воспитания собственных детей, перекладывая это на кого-то другого. Хорошо ли это? Дла карьеры женщины, разумеется, хорошо. Для ребенка – плохо, если не пагубно. В этом смысле народная культура была гораздо добрее к малышу и при всей своей наивности и в чем-то примитивности в главном была, безусловно права. Мать и дитя – единое целое, и искусственно разрывать это единство – значит, наносить вред, как ребенку, так и матери.

Русское крестьянство – в течение веков выработало оптимальную систему воспитания и обучения детей, подростков, молодежи. Апробированная и «узаконенная» многими поколениями система представляла собой пестрое, многослойное, сложное, в чем-то и противоречивое целое. Она должна была обеспечить передачу жизненно необходимых трудовых навыков, знаний о природе, человеке, окружающем мире. Целью неписаной народной педагогики было овладение правилами обыденного и обрядового поведения, приоритетным считалось знание традиционной культуры своего края, народа, общины, семьи; предполагалось также привить умение правильно использовать досуг. Эта система готовила и к созданию семьи, и к воспитанию полноценных членов социума.

Ребенок, с точки зрения наших предков, должен бал полностью овладеть тем минимумом знаний и умений, который помог бы ему стать полноценным членом общества. По сути ребенка надо не столько учить (в узком смысле слова, т.е. «пичкать» знаниями), сколько раскрывать перед ним мир, заразить желанием познать этот мир и найти в нем место, наиболее соответствующее каждой индивидуальности. Кто-то из мудрецов сказал однажды: «Ребенок – не пустой сосуд, который надо заполнить, а факел, который надо зажечь».