Предлагаю Вашему вниманию свою подборку игр для детей с нарушениями речи, которая поможет в работе начинающим логопедам и воспитателям логопедических групп. Благодаря яркому дизайну и интересным заданиям, дети с удовольствием идут на контакт и выполняют задания педагога. Данные игры направлены на развитие фонематического слуха, закрепление навыков звукового анализа и синтеза, развитие мелкой моторики. Данные игры могут быть использованы как на индивидуальных, так и на фронтальных занятиях с детьми дошкольного возраста.
«Червячки-звуковички»
Цель: дифференциация согласных звуков по твердости-мягкости, формирование умения выделять первый звук из слов. Развитие мелкой моторики.
Ход игры: Детям предлагаются 2 «червячка»- синий и зеленый шнурок. На синий ребенок нанизывает картинки с твердым звуком в начале слова, на зелёный- с мягким звуком. Игру можно провести в форме соревнования.
«Волшебный цветочек»
Цель: дифференциация шипящих- свистящих звуков.
Описание игры: ребенок должен сложить цветочек, ориентируясь на звук, которому соответствует буква в серединке цветка. В данной игре это Ш и С (могут быть другие варианты). Затем четко проговорить все слова.
«Озорные букашки»
Цель: закрепить деление слов на слоги.
Ход игры: дети в ходе игры должны правильно прикрепить лепесток к середине цветочка, ориентируясь на количество букашек в серединке цветка (это и есть количество слогов).
«Посели жильцов в домик»
Цель: определение позиции звука в слове (начало, середина, конец слова).
Ход игры: ребенок «заселяет» картинки в домики, ориентируясь на позицию заданного звука в названиях картинок.
«Карлик-великан»
Цель игры: образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Ход игры: ребенок делит картинки между карликом и великаном, комментируя-»Великану дадим чайник, а карлику- чайничек…» и т.д.
«Твердое-мягкое»
Цель игры: дифференциация согласных по мягкости – твёрдости, с опорой на тактильные ощущения: камешек-губка.
Ход игры: дети заселяют домики соответственно – в домик с губкой на крыше- картинки с первым мягким звуком в начале слова, в домик с камушком на крыше- с твёрдым звуком.
«Чьи следы?»
Цель игры: закрепление навыка звукового анализа слов.
Ход игры: дети подбирают картинки с подходящими животными, ориентируясь на звуковую схему слова в виде следов.
«Волшебные прищепки»
Цель игры: формирование звукового анализа слов, развитие мелкой моторики.
Ход игры: ребенок из разноцветных прищепок составляет схему слова к картинкам и прикрепляет прищепки к карточкам.
«Ниткопись»
Оборудование: «планшеты» из бархатной бумаги и картона, нитки.
Цель: развитие мелкой моторики.
Ход игры: логопед произносит звуки, дети «печатают» их на «планшете» с помощью ниток.
«Волшебная полянка»
Цель: развитие направленной воздушной струи.
Оборудование: цветок из потолочной плитки, прикрепленный к потолку, бабочки на нитках разной длины.
Ход игры: подуть на бабочек, заставляя их «танцевать»
Попова Н. учитель-логопед, МБДОУ Тогучинского района Горнов-ский детский сад №2