20.08.2017      794      0
 

Упражнения для развитие восприятия детей

Дошкольное детство — один из самых динамичных и интересных, с точки зрения всестороннего развития ребенка,…


Дошкольное детство — один из самых динамичных и интересных, с точки зрения всестороннего развития ребенка, периодов.

В течение дошкольного возраста ребенок совершает колоссальный «скачок» в физическом и интеллектуальном развитии: формируются и активно развиваются все познавательные функции. Основу этого развития составляет восприятие.

Восприятие, что это такое?

В психологии под восприятием понимается процесс отражения действительности во всех ее взаимосвязях. Сигналы из окружающей среды человек принимает посредством различных органов чувств. От них информация поступает в головной мозг, где «перерабатывается» и «порождает» ощущения.

Немаловажную роль в восприятии играет деятельность человека, его речь и «багаж» накопленного жизненного опыта. Все это позволяет видеть не только свойства отдельных взятых предметов, но и воспринимать полноценную картинку окружающей нас действительности.

Умение человека воспринимать информацию, в отличие от способности это делать, не является врожденным. Появившись на свет, ребенок учится это делать. Он видит предметы, слышит определенные звуки, чувствует прикосновения и ощущает запахи. Это является свидетельством сформированности механизма восприятия.

Вот только использовать его ребенок не может — еще не умеет. Значение процесса восприятия трудно переоценить. Это основа познания человека, фундамент для его дальнейшего развития.

С восприятия начинается познание мира, предполагающее включение в работу других мыслительных операций: внимания, мышления и памяти. Вот почему так важно знать его особенности развития и быть заинтересованным в этом развитии.

1. Упражнения. На каждой из картинок не хватает какой-то важной детали, посмотри внимательно и назови отсутствующую деталь.

2. Упражнения. Из каких фигур составлены эти рисунки?

3. Упражнения. Прочитайте ребенку предложение. Он должен описать порядок действий мальчика.

Ваня встал, умылся, позавтракал, взял портфель, пошел в школу.

4. Упражнения. Покажите ребенку 5–7 небольших игрушек. Они должны быть примерно одного и того же размера. Затем завяжите ребенку глаза. Давайте ему по одной игрушке, чтобы он на ощупь определил, что это за фигурка.

5. Упражнения. Загадайте какой-нибудь предмет (например, чайник) и опишите его, не называя. Ребенок должен угадать, какой предмет вы загадали. После этого вы можете поменяться с ребенком ролями, пусть теперь он попробует вам описать загаданный предмет.

6. Упражнения. Предложите ребенку отгадать следующие загадки:

Он и желтый, и сыпучий,
Во дворе насыпан кучей.
Если хочешь, можешь брать
И играть. (Песок.)

Золотист он
И усат,
В ста карманах —
Сто ребят. (Колос.)

Он в лесу стоял,
Никто его не брал,
В красной шапке модной,
Никуда не годный. (Мухомор.)

Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту,
Зовусь я – … (Подосиновик.)

Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
А сам похож на мяч. (Арбуз.)

Летом – в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою – в бочке,
Крепкие, соленые. (Огурцы.)

Горел в траве росистой
Фонарик золотистый.
Потом померк, потух
И превратился в пух. (Одуванчик.)

Если ты его отточишь,
Нарисуешь все, что хочешь!
Солнце, горы, море, пляж.
Что же это? … (Карандаш.)

Говорит она беззвучно,
А понятно и не скучно.
Ты беседуй чаще с ней —
Станешь вчетверо умней. (Книга.)

Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры.)

Красный нос
В землю врос,
А зеленый хвост снаружи.
Нам зеленый хвост не нужен,
Нужен только красный нос. (Морковь.)

7. Упражнения. Следующая игра хорошо развивает восприятие и воображение. Попросите вашего малыша представить какое-нибудь животное, например белку. Пусть он расскажет о ней: как она выглядит, что любит есть, где живет, какой у нее характер, сколько у нее детенышей.

8. Упражнения. Дайте ребенку бумагу и цветные карандаши. Прочитайте текст очень медленно по 1 предложению, попросите ребенка представить то, что он услышит.

«Стоит дерево. Ствол коричневый. Листья зеленые. На ветках есть 5 красных яблок. Под деревом растет большой цветок желтого цвета и маленький – синего». Затем прочитайте текст еще раз и попросите ребенка нарисовать эту картинку.

9. Упражнения. Для этого задания вам потребуется несколько наборов карточек. Их можно изготовить самостоятельно, вырезав из старых журналов и наклеив на картон различные картинки и фотографии. Постарайтесь сделать карточки по следующим темам: птицы, животные, машины, люди, овощи и фрукты, дома, посуда. Разложите перед ребенком карточки и попросите его распределить их:

– по темам;
– по наличию на картинке какого-либо цвета, например красного;
– по наличию на картинке какой-либо геометрической фигуры.

В конце попросите ребенка отобрать 10 картинок, которые ему нравятся больше всего. Спросите, почему он их выбрал.