Цель: цикла итоговых логопедических занятий по курсу обучения грамоте — уточнить, систематизировать и закрепить разрозненные знания о речевой действительности и ее элементах путём самостоятельного открытия нового знания, решения задач проблемного характера.
Адресат: воспитанники подготовительных групп, испытывающие затруднения на занятиях по обучению грамоте.
Тема: «Текст. Предложение»
Задачи:
- тренировать детей в составлении предложений из слов;
- закреплять навыки языкового анализа и синтеза;
- учить детей устанавливать логические связи между словами внутри предложения и между предложениями внутри текста;
- тренировать детей в грамматическом оформлении предложений;
- развивать логическое мышление
Ход НОД
Этап занятия
1. Организационный момент
-Здравствуйте ребята, занимайте свои места.
-Какое у вас сегодня настроение? (Хорошее)
-Я желаю, чтобы ваше хорошее, веселое настроение сохранилось до конца занятия. (Дети проходят и рассаживаются по кругу)
2. Актуализация, имеющихся знаний
-Ребята, я предлагаю сыграть в интересную игру «Интервью». -Кому известна эта игра? (Нам эта игра незнакома).
— Тогда послушайте правила. Я задаю вопрос, а вы на него отвечаете.
-Как вас зовут? (Дети хором называют свои имена)
-Ребята, несмотря на то, что вы отвечали, я не услышала ваши имена. Как вы думаете, почему так произошло? (Потому что мы отвечали хором, а нужно отвечать по очереди.)
-Молодцы, ребята вы сами сказали важное правило нашего занятия, которое нужно запомнить: «Отвечает только тот, кого взрослый назовёт» (Дети хором повторяют это правило.)
— Сколько вам лет?
— В какую группу детского сада вы ходите?(Ответы детей)
3. Расширение представлений по теме занятия
-Ребята, послушайте стихотворение
«Сильное кино» А. Барто (Читает ребенок либо педагог. Дети внимательно слушают стихотворение, которое выразительно рассказывает один из воспитанников.)
-Как вы думаете, почему младшая сестра не смогла понять рассказ брата? (Потому что его рассказ был некрасивый, предложения не связные. Потому что он говорил одним словом).
— А что же такое рассказ? (Затруднение в ответах у детей.)
— А что же такое предложение?
-Сегодня мы с вами узнаем, что принято называть рассказом? Из чего он состоит? И в конце занятия вы сами ответите, что же такое рассказ?
4. Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление)
— Я думаю, что у вас, как и у брата сестры из стихотворения, тоже есть любимые мультфильмы, сказки. Я предлагаю вам выбрать понравившуюся вам историю в картинках и рассказать её содержание своему соседу.
— Что необходимо сделать?(Составить план рассказа.
Мы расскажем, что произошло вначале, потом и чем все закончилось.)
— Логопед предлагает детям по очереди составить рассказ по картинам. Дети рассматривают серию сюжетных картин, которые даны вперемежку. (Дети выбирают картинки)
Каждый рассказ оценивается, дети отмечают неточности в ответах рассказчика. (Серия сюжетных картин к зан. № 14,16(1,2) Ткаченко Т.А. Формирование и развитие связной речи. Альбом дошкольника. Приложение к комплекту пособий «учим говорить правильно». — м.:«Издательство гном и д», 2001. -40 с. (практическая логопедия.)
5. Физкультминутка
В детском садике ребятки
Могут ловко встать на пятки,
Пошагать и покружиться,
Вправо, влево наклониться.
Снова встать и потянуться,
И друг другу улыбнуться. (Дети выполняют движения)
6. Тренировочные задания
— Ребята очень приятно слушать ваши красивые рассказы.
— А с чем можно сравнить рассказы? (Ответы детей)
-А я предлагаю посмотреть на город-РАССКАЗ. Это город, в котором много домов, и каждый из домиков занимает свое место на улице.
Как вы думаете, если город-это РАССКАЗ. То дома в этом городе будут… (Словами)
А ровные красивые улицы — это…(Предложения)
В красивом рассказе-городе все улицы предложения ровные, а дома – слова стоят каждый на своем месте.
-Постройте каждый свой рассказ-город.
Дети получают сюжетную картинку и составляют по ней рассказ, схематично зарисовывая его на листках бумаги.
7. Итог занятия. Рефлексия
Какие вы молодцы. Сегодня мы оформим выставку ваших рассказ- городов!
-Так что же такое рассказ?
С чем мы его сравнивали?
А что же такое предложение? Куликовская Е.В. учитель-логопед, МАДОУ Детский сад комбинированного вида Радуга