“Появление загадок относится к древнейшему периоду проблесков человеческого ума…” Ф. И. Буслаев. Загадки — это народное творчество, они передаются из поколения в поколение, в них заложены народная мудрость и смекалка. Загадки знакомы нам всем с детства, запоминаются они на всю жизнь, например:
“Зимой и летом одним цветом”.
“Длинное ухо, комочек пуха”.
А есть загадки, которые взрослым трудно отгадать. Например:
“Не колода и не пень, а лежит целый день”.
“Что на свете всего быстрее?”
Слово загадка происходит от слова “думать”. В ходе образовательной и совместной деятельности взрослого и ребенка дети с удовольствием отгадывают и стараются придумать свои загадки. Отгадывание загадок требует от детей интеллектуальных усилий. В каждом случае – это тренировка мыслительных операций: анализа, сравнения, классификации, обобщения, абстрагирования. Эти виды работы помогают развитию познавательной деятельности и подготовке детей к школе, то есть соответствую федеральных государственным требованиям.
Дети с общим недоразвитием речи затрудняются выделять и определять существенные признаки предметов и не могут дифференцировать их качества, поэтому необходимо широко использовать наглядность и реальные предметы, о которых идет речь. Признаки предметов должны быть доступны детскому восприятию. Составление загадок — это совместная деятельность взрослого и ребенка в зоне ближайшего развития. Однако, в случае составления загадок с детьми, у которых диагноз общее недоразвитие речи осложнен задержкой развития нежелательно использование переносного значения слов:
“Горячий колодец” — чайник,
“Хлопотун Егорка” — веник.
Образовательная деятельность дошкольного учреждения строится с учетом социальных явлений, предметного окружения, сезонных изменений, с которыми необходимо знакомить дошкольников.
Осенью подбирают наглядность, литературу (сказки, рассказы, стихи, загадки), игры об осени по темам:
- “Краски осени”
- “Дары осени”
- Птицы и животные готовятся к зиме
Наблюдая с детьми, педагог беседует и подбирает материал о следующем времени года, о зиме:
- “Зимние забавы”
- “Встреча с Дедом Морозом”
- “Зимующие птицы”
Готовясь к весне, дети вместе с взрослыми высаживают семена в вазоны и учатся ухаживать за ними. Появление росточков вызывает положительные эмоции у детей. Совместная деятельность педагога с детьми обогащает их словарный запас и прививает любовь к природе. Если у ребенка недоразвитие речи, педагоги и родители замечают следующее: он все понимает, выполняет задание, но делает все молча или повторяет за взрослым? Как помочь выразить мысли и впечатления с помощью слов? Помочь малышу пользовать своими знаниями и доступными речевыми формами.
Используются следующие виды деятельности. Для активизации речемыслительной деятельности и пополнения лексического запаса воспитанников с детьми отгадываются и составляются загадки о знакомых предметах. Для того чтобы отгадывание и составление загадок (описательных рассказов) были интересны и доступны детям проводятся следующие упражнения и дидактические игры с использованием наглядности:
- “Выбери все круглые (овальные) фрукты” — лимон, персик, яблоко, слива, апельсин.
- “Найди и выбери плоды с одной (несколькими) косточкой”,
- “Определи плоды с тонкой (толстой) кожицей”,
- “Какие плоды кислые (сладкие)?”
Одновременно мы рисуем круги, выполняя задание:
- сколько кругов нарисовать, если на тарелке персик, яблоко, апельсин;
- посчитай косточки: сколько съели персиков, если осталось 5 косточек;
- раскрась круги так, чтобы было два апельсина, одно зеленое яблоко и еще какой-нибудь фрукт.
После выполнения задания приступаем к составлению загадки:
- Этот плод овальный. (Значит – это не яблоко, не персик, не апельсин).
- У этого плода одна косточка и тонкая кожица. (Значит – это не лимон).
- Плод этот, конечно, сладкий. Это слива.
Готова маленькая описательная загадка. Повторили признаки фруктов, такие как:
- форма – круглый, овальный;
- толщина – тонкий, толстый;
- количество косточек – много, мало;
- вкус – кислый, сладкий.
Для облегчения мыслительной деятельности лучше использовать мнемотаблицу с четырьмя квадратами.
Составляя загадки можно пользоваться сравнениями. Детям предлагается подумать какие еще предметы могут обладать схожими свойствами.Это простая описательная загадка дает ребенку возможность выделять признаки знакомого фрукта и пользоваться приобретенными знаниями.
- Круглыми бывают мяч, солнышко, арбуз. Косточки бывают у тыквы, апельсина, арбуза. Кожица бывает у персика, у груши, у сливы.
- Сладкими бывают конфеты, варенье, мед.
Вот загадка, составленная детьми о яблоке: Круглое как солнышко. Сладкое как персик. С тонкой кожицей как слива.
Проще использовать загадки из сборника, но как приятно, когда дети составляют их вместе с помощью взрослых. Алгоритм составления загадок о фруктах и овощах включает в себя определение формы, вкуса, цвета, что внутри, чем покрыты снаружи.
Составлению загадки об овоще поможет предварительная работа.
Выбери овощи:
- овальные;
- которые растут на грядке (в земле);
- у которых внутри семена (нет внутри семян);
- зеленого ( красные, оранжевого) цвета.
Одновременно можно проводить игру малой подвижности “В земле и на грядке”.
Овощ растет в земле – присесть;
Овощ растет на грядке – поднять руки вверх.
Из семян тыквы и подсолнечника можно сделать поделки. Изображение овоща можно сделать на картоне в виде пластилиновой картинки.
Готовимся к составлению загадки:
- круглый овощ;
- растет на грядке;
- нет семян внутри;
- светло- зеленого цвета.
(Капуста)
Алгоритм составления загадки об овощах включает такие признаки:
- форма;
- цвет;
- где произрастает;
- что внутри.
Составляя загадку можно пользоваться сопоставлением. Перед этим сложным заданием проведем игру “Сравни” или “Похожи – не похожи”.
С помощью наглядности сравним тыкву и капусту. Похожи: круглые, растут на грядке. Не похожи: по цвету и наличию семян внутри.
Сравним капусту и лук. Похожи: нет семян внутри, растут на грядке. Не похожи: по цвету и размеру.
Сравним капусту и горох. Похожи: светло-зеленого цвета, растут на грядке. Не похожи: по размеру и форме.
Составляем загадку.
Растет на грядке, но не помидор. Круглая, но не тыква. Нет семян внутри, но не лук. Свело – зеленого цвета, но не горох. (Капуста)
Детские любимые загадки из сборника:
“Кто любит щи, меня в них ищи”,
“Сто одежек и все без застежек”, они менее информативны. Совместная деятельность взрослого и ребенка по составлению загадок дает возможность расширить словарный запас детей, развивает их память и мышление.
В холодное время года делаем кормушки для зимующих птиц и наблюдаем за их повадками.
С вороной и воробьем познакомить не составляет труда – этих птиц можно наблюдать и летом, и зимой. Зимовать в город из леса прилетает синица, а с севера в среднюю полосу прилетает снегирь. Перед составлением описательного рассказа и загадки проводим дидактические игры: “Накорми птиц”, “Узнай по голосу”, “Сравни птиц”
Сравни ворону и воробья. Похожи: зимующие, полезные птицы (ворона уничтожает отходы, а воробей – насекомых). Не похожи: ворона – крупная птица, серая с черным хвостом и черными крыльями; воробей – маленькая птичка, коричневый с серой грудкой.
Сравни синицу и снегиря. Похожи: зимующие, маленькие, есть черная шапочка на голове. Не похожи: синица любит несоленое сало, у нее желтая грудка и черный галстук; снегирь выклевывает семечки из ягод рыбины, у него красная грудка.
А теперь, составим загадку.
Птичка:
- маленькая;
- в черной шапочке;
- прилетает к нам зимовать;
- любит несоленое сало. (Синица)
Знакомя дошкольников с животным миром средней полосы, всегда отмечаем, что дикие животные сами готовятся к зимовке. Медведь, белка, еж, барсук, лиса – у каждого из этих животных есть свои особенности. Уточняем знания детей с помощью дидактических игр: “Кто где зимует?”, “Кто как передвигается?”, “Узнай по описанию”
При составлении загадок, дети и еще раз повторим существенные признаки:
- Лазает по деревьям.
- В сильный мороз будет спать в тепле.
- Хвост служит рулем и парашютом.
(Белка)
- Короткий хвост как у зайца.
- Всю зиму спит как медведь.
- Ест мышей и лягушек как еж.
- Живет в норе как лиса.
(Барсук)
Разнообразие упражнений и дидактических игр помогает обогащать словарь, активизировать речь, расширять познания об окружающем мире в доступной для дошкольников деятельности. Дети не просто накапливают сведения, они пользуются своими знаниями, что очень важно для речемыслительной деятельности. Дошкольники не владеют достаточным опытом восприятия, с помощью загадок педагоги и родители обращают их внимание на существенные, выразительные признаки предметов и явлений. Отгадывая загадки, дети тренируют мыслительные операции, память, внимание, что дает толчок развитию познавательных процессов. Пригожинкова О.В., учитель–дефектолог.