05.10.2022      388      0
 

Ребенок и деньги…

Большинство семей знает, что такое – жить от зарплаты до зарплаты, считая каждую копейку. И…


Ребенок и деньгиБольшинство семей знает, что такое – жить от зарплаты до зарплаты, считая каждую копейку. И дети это тоже в состоянии понять.

Поэтому, вместо того чтобы сокрушаться, какие вы бедные-несчастные, лучше научите ребенка обращаться с деньгами.

В ситуации, когда родители вынуждены в чем-то отказывать ребенку, по сути ничего экстраординарного нет. В конце концов, находим же мы нужные слова, чтобы пресечь его желание исследовать розетку или развести костерок на полу гостиной.

Почему же такую бурю эмоций, и, в первую очередь, у нас самих, вызывает вынужденный отказ от покупки вещи, которая семье не по карману?

Мы не можем это купить!

Для детей деньги – лишь средство, с помощью которого родители могут удовлетворить их потребности. Малыш не понимает, что эти разноцветные бумажки зарабатываются каждодневным трудом, и что «труд» и «трудно» слова однокоренные.

А нам так хочется, чтобы период этого непонимания, который принято называть счастливым и беззаботным детством, продлился как можно дольше.

Но можно ли считать такую позицию правильной? Опережать события не стоит, но и откладывать надолго «финансовое образование» ребенка было бы не рационально. Ситуация «мы не можем это купить» — неплохой повод для начала.

Дошкольник и младший школьник

Итак, ваш малыш захотел немедленно получить в собственность дорогую вещь. Отбросим вариант истерики в магазине. Допустим, ребенок хорошо воспитан и согласился обсудить тему дома.

Психологи утверждают, что самый конструктивный способ решить любую проблему – сделать своего оппонента союзником. Разговор строится по такой схеме: ты прав, вещь действительно хорошая.

При этом желательно искренне отметить ее достоинства, добавив и те, что ребенок не заметил. Но купить мы ее сейчас не можем. Нашей семье необходимы зимняя куртка для папы, теплые перчатки для мамы, и теплая обувь для тебя.

В ответ на такие уверения, что ради такой вещи он согласен в сандалиях по снегу ходить, скажите, что и вы обошлись бы старенькими варежками, но и этих «сэкономленных» денег на покупку не хватит.

Если ребенок уже знаком с арифметикой, имеет смысл составить несложную задачку по принципу, какой период времени и по сколько рублей нужно откладывать для того, чтобы в конце концов купить такую замечательную вещь.

Посоветуйте набраться терпения, копить деньги, выдаваемые на карманные расходы, и т.д. Есть шанс, что терпения хватит ненадолго и ребенок предпочтет ежедневные маленькие радости.

Если вы предложили ребенку накопить денег и он согласился, дайте ему возможность почаще пополнять копилку. Например, разрешите оставлять себе сдачу после похода в магазин.

И помните, решение по использованию накопленных средств он должен принимать совершенно самостоятельно. Известный американский психолог Алан Фромм утверждает, что «искусство пользования деньгами отражает наше умение контролировать свои желания», и поэтому учиться этому искусству следует именно в детстве.

И если вашему ребенку удалось принять конструктивное решение: копить, терпеть до дня рождения или совсем отказаться от не очень-то и нужной ему вещи, непременно отпразднуйте его победу над самим собой.

Погуляйте в парке, попейте чайку с любимыми конфетами, просто посидите в обнимку. И обязательно поздравьте его – ведь он становится взрослым!

Подросток

Конечно нет ничего тяжелее для родителей, чем вид несчастной физиономии любимого чада. Но нельзя при этом забывать: тому, чему вы не сумели научить ребенка в детстве, его научит сама жизнь. А жизнь – жестокий учитель. Наша задача – смягчить урок.

Урок – это всегда создание правдивой картины мира. Лучше объяснить ребенку, что в мире существует социальное неравенство, что бывают бедные и богатые и относиться к этому нужно спокойно и с пониманием. Не позволяйте зависти поселиться в его сознании, ибо ничто так, как она, не иссушает душу.

Главное, не лишайте ребенка перспективы, ведь, если задуматься, все желания исполнимы, дело только в том, сколько усилий требуется для их исполнения приложить.

Пофантазируйте вместе с ребенком по поводу его будущего.

Помечтайте о том, как станет он взрослым, получит замечательную профессию и станет прекрасным специалистом, а значит, будет получать большую зарплату, и вот тогда….

Вполне возможно, что в список будущих приобретений предмет нынешнего желания и не войдет, покажется слишком незначительным. Кстати, так и формируется масштабность мышления.

Об отсутствии денег говорите прямо, но давая понять, что трудная полоса закончится. «Сентябрь – всегда трудный месяц», «Через полгода выплатим кредит , и станет полегче» и т.п.

Если подросток все-таки настаивает на покупке той или иной вещи, спокойно обсудите с ним это. Для начала пусть он запишет то, что ему крайне важно приобрести. Затем из этого списка отметит те вещи, которые он желает получить как можно быстрее.

Подумайте, какую сумму вы готовы выделить ребенку сразу, а какую готовы давать в неделю или месяц для того, чтобы приблизить чадо к заветной мечте.

Бывает и так, что вы не можете дать ничего.

Обсудите это и обязательно договоритесь о времени, когда вернетесь к обсуждению это вопроса или начнете финансировать его покупки. Только не забудьте выполнить свое обещание!

Нередко бывает так, что подросток решает сам заработать на покупку. Позвольте ему сделать это! Вы можете вместе с ним подыскать подходящую подработку, чтобы не сказалось на учебе и здоровье.

В какой-то мере зарабатывание денег для подростка – это новая увлекательная игра. И в то же время это занятие позволит ему научиться уважать ваш труд, учиться планировать свои расходы и экономить.

Подавление воли и самостоятельности с одной стороны и потакание любым желаниям с другой – это два полюса в воспитании, которые не позволяют вашему ребенку вырасти полноценной личностью. Истина находится где-то в районе экватора.

Говорите с ребенком откровенно, приводите примеры из собственного детства ведь, несмотря на коренные, казалось бы, перемены в нашей жизни, смену общественного строя и идеологии, такие понятия, как любовь и забота, щедрость и доброта, труд и экономия, остались на своих местах.