17.12.2013      729      0
 

Развитие восприятия у ребенка на первом году жизни

Первый год жизни — стремительный старт в освоении мира — малыш может пройти с максимальным эффектом! Когда на…


Развитие восприятия у ребенка на первом году жизни

Развитие восприятия у ребенка на первом году жизни

Первый год жизни — стремительный старт в освоении мира — малыш может пройти с максимальным эффектом! Когда на свет появляется крошечное беспомощное существо, трудно представить, что через год оно будет самостоятельно сидеть, резво ползать и даже начнёт ходить, лепетать первые слова. А ещё малютка должен продвинуться в «науках» восторга и удивления, обиды и радости, любопытства и познания. Как его всем этим вещам научить? А может, и не следует особенно вмешиваться — всё придёт своим чередом?

На самом деле ситуация немного сложнее. Малыш многое усваивает сам! Оказывается, гуттаперчевый кроха, аккуратным свёртком лежащий в маленькой кроватке, усерднейшим образом впитывает в себя массу полезной и не очень информации, которая практически незаметно витает вокруг него.

Значит, нужно создать ребёнку оптимальные условия для самого раннего и лёгкого самостоятельного развития — то есть естественную «питательную среду».

Всё учтено

Обстановка комнаты (бескрайней в первое время) и всей квартиры в целом, звуки, которые слышит малыш, игрушки, которых касается, мамы-папы, старшие-младшие братья и сёстры, бабушки и дедушки и другие любимые родственники, дяди-тёти-врачи, которых видит и с которыми кроха общается — всё вышеперечисленное и есть питательная среда для малыша!

Почему это так важно? Уже только по той причине, что ни в какой другой период жизни человек не сможет самостоятельно и легко усвоить так много нового, овладеть таким количеством знаний и умений, как в младенчестве! Именно в нежном возрасте первого года суперпластичный мозг крохи усваивает (по-своему) абсолютно любую информацию и перерабатывает её для пополнения закромов подсознания (поэтому психологи в один голос заявляют, что все взрослые комплексы родом как раз из детства).

Что важно усвоить в этот период? Познать чувство ритма, оттенки слов, ощущение цвета, тепло человеческого прикосновения и другие тактильные ощущения, ощутить взаимосвязь происходящего вокруг малыша. К тому же родителям следует помнить главное: крохой правильно усваивается любая информация, если она пронизана чувствами!

Ведь крошечный «открыватель» — это не просто будущий взрослый, который пока ничегошеньки не понимает, не знает и не умеет. Грудничок обладает совершенно особым складом сознания: оно не формально-логическое, а эмоциональное, поэтому родителям часто непонятно, как кроха об этом узнал, как этому научился? Малютка просто почерпнул «это» из питательной среды. Следовательно, мамам-папам нужно постараться наполнить её правильными составляющими.

Мамина школа

В первый год жизни для малыша занятие первостепенной важности — это общение с близкими и в первую очередь, конечно, с мамой. Мама для новорождённого это его «вселенная», а её стиль общения с малышом становится прочной основой, «фундаментом» общения с людьми в будущем.

Ведь именно в повседневности, в рутинных процедурах ухода она закладывает в сознании карапуза основы его мироощущения. Первое, что может сделать мама, заботясь о гармоничном развитии своего ребёнка, это кормить его грудью. И дело тут не только в незаменимых свойствах грудного молока, но и в особом, интимном общении с мамой: во время кормления грудью малыш насыщается целебной пищей, а заодно получает первые «уроки» любви, нежности, безопасности и принятия.

Однако не стоит забывать, что через молоко малышу прекрасно передаётся мамино настроение, значит, для кормящей женщины «гигиена душевной жизни» вдвойне актуальна! И если мамочка чувствует хроническую усталость или раздражение, лучше гигиенический уход за ребёнком на некоторое время перепоручить кому-то из доверенных близких, а самой отвлечься и постараться как можно быстрее «прийти в норму». Известный детский психоаналитик Винникот утверждал, что малыш не нуждается в маме-«ангеле во плоти», которая никогда не ошибается и всегда поступает хорошо и правильно. Крохе необходима просто «достаточно хорошая мама», последовательная и главное — предсказуемая: она в любых обстоятельствах остаётся сама собой, не стремится подражать чужим моделям и быть во всём идеальной.

Учусь на ощупь

Сразу после рождения главным составляющим питательной среды для малыша является «сырьё» для осязания. В сознание детки запечатывается память тела (импритинг), которая является азбукой будущих эмоций! Ребёнок ощущает дискомфорт от мокрой или чересчур тесной одежды, длительное пребывание в которой порождает у малыша сомнение: а любят ли его родители?

И наоборот, малютка чувствует расслабление, успокоение от мягкости одежды, прикосновения любящих маминых рук или тёплой водички во время купания. Эти приятные манипуляции, регулярно исполняемые, вселяют в малыша уверенность: он дорог маме и папе! Более того, это чувство телесного комфорта учит младенца умению восторгаться — и уже 3-месячный малыш с радостью встречает самых близких людей или предчувствует купание. Кстати, ритуал пестования крохи не зря переходит из поколения в поколение: через чувство осязания к малышу приходит ощущение защищённости, доверия к миру, и как результат — ребёнок начинает чувствовать «границы» своего тела (у новорождённого они несколько «размыты»), а это так важно для правильной посадки, умелого ползания и уверенной ходьбы.

Хочу смотреть!

Люди воспринимают 80% всей информации глазами, ведь наши «зеркала души» — это наружный орган мозга, который берёт на себя обязательство обеспечивать мышление, память и эмоциональный резервуар крохи наглядным «учебным материалом». Итак, новорождённый малыш открывает глазки… Что он видит? Его картинка окружающего мира пока чёрно-белая и размытая, а поле зрения равно 30-ти градусам (если рядом с мамой стоит папа, ребёнок его просто не замечает). Из общего размытого фона выделяется и кажется более чётким то, что находится на расстоянии 30–40 см от лица малыша. Поэтому не пытайтесь пообщаться с малюткой буквально с высоты своего роста. «Оттуда» вы будете казаться ему просто громадным размытым пятном. Наклонитесь к ребёнку, если хотите, чтобы он разглядел вас, и делайте это почаще, поскольку первый объект, который ребёнок выделяет из окружающей действительности — это человеческое лицо.

А уже с третьего месяца натренированные глазки увлечённо следят за движущимися предметами, а кроха учится «оценивать», сможет ли дотянуться до них, — то есть развивает свой глазомер. Любопытно, что приблизительно в 2-месячном возрасте происходит важное событие: малыш связывает свои слуховые ощущения со зрительными. Услышал голос мамы — тут же поворачивает лицо, надеясь её увидеть. Нередко младенец пугается, если увиденная им «картинка» не соответствует её звучанию. К 3-м месяцам детки безошибочно определяют звучащий предмет, поворачиваются к нему и активно выражают свои чувства. Иногда мамы интересуются, не сделать ли аудиозапись материнского голоса, чтобы включать её в своё отсутствие для успокоения малыша?

Однако ситуация «слышу, но не вижу» может быть довольно пугающей и травмирующей для восприятия крохи. Он не может установить связи между двумя впечатлениями: чёрный непонятный предмет — магнитофон — «разговаривает» голосом мамы, и картина восприятия мира оказывается искажённой.

К 3–4 месяцам кроха уже хочет видеть окружающий мир ярким: это для детки своеобразная эмоциональная зарядка! Малыши-первогодки очень хорошо воспринимают такие цвета: ярко-красный, оранжевый, солнечно-жёлтый, глубокий синий и изумрудно-зелёный. Задача взрослых — удовлетворять детскую потребность в цвете, не перегружая восприятие пёстрой смесью всех цветов и оттенков. Желательно избегать люминисцентных, неестественно ярких цветов, отдавая предпочтение чистым природным. С возрастом острота зрения у ребёнка увеличивается, и к 6-ти месяцам малыш способен видеть мир чётким, ярким и цветным, причём подросшего карапуза очень интересуют самые разные детали обстановки: он подолгу разглядывает картинки на стенах, вид за окном, свои игрушки. И вот здесь многое будет зависеть от взрослых, окружающих ребёнка: малыш, которого и на время бодрствования укладывают в кроватку с соской (потому что маме так удобнее, у неё есть свои дела и заботы), вынужден часами смотреть в белый потолок, другого же кроху мама часто берёт на руки, носит по квартире, давая возможность познакомиться с разными предметами, увидеть разноцветие мира. Заметим, что у городских малышей зрение лишено тренировки далью, поэтому родителям стоит почаще подносить малыша к окошку так, чтобы кроха время от времени фиксировал взгляд на удалённых от него предметах.

Слушаю и говорю

Мы рождены, чтобы общаться. И ребёнок очень желает этого как можно раньше, притом на одном с родителями языке. Удивительно, но даже 2-3-месячный младенец начинает копировать движения губ матери, а своим забавным гулением подражать её интонациям. Внимательная мама обязательно заметит такие «болтливые» попытки своего малыша и тут же с радостью повторит понравившееся крохе слово.

Обычно малыша не оставляет равнодушным проявление маминого внимания, и он повторяет попытку снова и снова! Это и есть первые в жизни маленького человечка уроки родного языка. Говорите громче и задорнее, когда хотите привлечь внимание непоседы, и тихо и спокойно, если хотите его успокоить. Пусть речь, обращённая к малютке, будет не монотонной, а яркой, выразительной, со сменой интонаций и тембра голоса, тогда интерес младенца будет удерживаться дольше. Давайте малышу слушать разнообразное звучание не очень громких погремушек, звон колокольчика. Подносите источник звука то справа, то слева от ребёнка. Музыкальная карусель, которая крепится к кроватке, обычно очень нравится самым маленьким детям (при покупке проверьте, чтобы звучание её было приятным и мелодичным). Активно используйте в разговоре с крохой звуки, имитирующие голоса животных и выражающие разные эмоции, например «ой-ой», «ай-ай-ай», «ну-ну-ну», «брр». Но ни в коем случае не сюсюкайте с малышом, не коверкайте слова. С первых дней жизни ваш ребёнок должен слышать только правильную речь!

Груднички хорошо воспринимают детские песенки, как с весёлым, задорным ритмом, так и более спокойные, мелодичные колыбельные, которые успокаивают малыша, подготавливают ко сну своей мелодией, ритмом, а также повторением особых сочетаний звуков, «отобранных» народным опытом на протяжении многих столетий. Например, часто встречающиеся в колыбельных шипящие звуки (впрочем, этот способ успокоить плачущего известен всем: «шшш… ччч») напоминают ещё не забытый новорождённым звук тока материнской крови по сосудам.

Хорошо, если вместо автоматических, лишённых эмоций указаний «умоемся», «будем ложиться спать» мама на протяжении всего дня применительно к повседневным событиям повторяет весёлые рифмованные строчки. Благодаря незамысловатым стишкам закладываются основы для будущего развития восприятия, образного мышления, воображения, фантазии, воли. Малыш начинает чувствовать время: он готовится к предстоящей прогулке, кормлению, игре или сну. С помощью таких стишков ненавязчиво создаются ритмы дня ребёнка. Младенец, с которым много разговаривают, раньше начинает понимать смысл речи близких людей и значения отдельных слов (у него расширяется пассивный словарный запас).

А вот общение крохи с телевизором желательно свести к минимуму. Как только ребёнок будет внесён в свой дом, выдворите «друга семьи» в кухню или в другую комнату. Хаотично мелькающие образы, сменяющиеся звуки привлекают внимание малыша, но перегружают все каналы его восприятия. Кроха привыкает к постоянному неестественному шумовому «фону», переутомляется, и возможности активного познания мира ограничиваются. Лучше, если младенец до конца второго года будет видеть телевизор включённым как можно реже.

Перпетуум-мобиле

Движение необходимо не только для хорошего здоровья карапуза и правильного физического развития малыша, тренировки его вестибулярного аппарата, ловкости и быстроты реакции, но и стимулирует развитие интеллектуальных способностей — детской памяти, мышления и зачатков воображения. Например, тренировка простого ползания или умения залезать на стул либо диван развивает не только координацию, но и сообразительность. Поможем малышу оставаться подвижным в тесном пространстве городской квартиры! Ведь слишком частое грозное «нельзя» — верный путь в корне подавить инициативу ребёнка, ещё до того, как она будет проявлена.

Лабиринт из стульев, горка из подушек, диван, на котором можно весело «попрыгать» (вначале с помощью маминых рук, а затем самостоятельно) — оглянемся по сторонам, пофантазируем!

Поощрите его желание, помогите влезть на стул, самостоятельно преодолеть ступеньки… Если во дворе вашего дома есть турник или лестница с перекладинами, отрабатывайте с крохой хождение на высоту, хватание и провисание с маминой или папиной поддержкой. Ребёнку нужна дружественная среда!

Все мы родом из собственного детства

С первых месяцев жизни дарите малышу радость встречи с природой, познакомьте его с солнцем, цветами, травой, деревьями, позвольте дотронуться до снега, ощутить порыв ветра и капли дождя, почувствовать запахи, которыми так богата природа. Пусть у вашего ребёнка появится устойчивая потребность к общению с окружающим миром. Во время прогулок не ограничивайтесь «наворачиванием» колясочных кругов только в своём дворе или грязной песочницей, а выводите кроху на маленькие экскурсии с комментариями — почаще берите малыша на ручки, рассказывайте ему о том, что вы видите: низкие пушистые облака, ворона каркает на дереве, падают жёлтые листья…

Вместе с ним заново открывайте этот мир, полный чудес. Попробуйте на привычную, казалось бы, жизнь посмотреть вместе с ребёнком новым, изумлённым взглядом. Для родителей период общения со своим непоседой может стать их собственным вторым детством.

Кстати, поначалу во всех осязательных открытиях карапуза непременно участвует… рот! В первые месяцы жизни это самая активная часть тела малыша. «Исследовательская деятельность» ребёнка тесно связана именно с вкусовыми ощущениями, которые он получает, когда лижет, посасывает, кусает разные предметы. Детка одновременно и познаёт мир, и получает наслаждение от такого способа познания.

Только со временем в оценке свойств предметов па первое место выйдут ручки, а затем подключится зрение… Поэтому не препятствуйте «пробам на зуб», не считайте совершенно нормальное и полезное явление вредным и нелепым!

С 3–4 месяцев малыш уже способен с удовольствием ощупывать ручками заинтересовавший его предмет, он даже мамино лицо пытается «изучить» на ощупь — так кроха как бы «уточняет» информацию, полученную с помощью зрения. Если родители предоставят ребёнку возможность осязать разные материалы, все они послужат «добытчиками» новых для малютки осязательных впечатлений. В распоряжении малыша должны быть кусочки ткани разной фактуры, гладкие, шершавые, твёрдые, мягкие предметы. А можно буквально за вечер нашить с десяток мешочков из плотной ткани (лучше двухслойных), наполнить их разными материалами — рисовой крупой, фасолью, горохом, обрезками ткани… И набор «для тактильного развития» готов!