02.04.2017      1061      0
 

Профилактика насилия над детьми в семье

Профилактика насилия над ребенком в семье включает систему социальных и специальных мероприятий, которые предопределяют его…


Профилактика насилия над ребенком в семье включает систему социальных и специальных мероприятий, которые предопределяют его совершение, прекращение насилия, которое готовится или уже началось. Среди всех видов профилактики насилия над ребенком в семье — первичной, вторичной и третичной — на школу возлагается задача реализации, прежде всего, первичной ее разновидности.

По своей сути первичная профилактика — это деятельность, направленная на предупреждение возникновения и распространения определенного негативного явления и связанных с ним проблем, комплекс социальных, просветительских мероприятий, ориентированных на формирование навыков безопасного поведения.

Однако профилактика не будет результативной, если будет поддерживать преимущественно информационный подход. Она должна не только информировать, но и учить, и учить не шаблонно, а связывая все знания с опытом и практикой, с реальной жизнью, с социальной картиной действительности, практично и реалистично, то есть социально обучать.

Весомая роль в проведении первичной профилактики насилия над ребенком в семье принадлежит школе. Школа как социальный институт является не только местом, где дети учатся, получают необходимые знания, умения и навыки. Она призвана обеспечивать поддержку и, при необходимости, спасение ребенка от семейного насилия, способствовать реализации и защиты, оказывать социально-психологическую и педагогическую помощь семьям.

В контексте рассматриваемой проблеме, важное значение имеет создание в школе социально-педагогической службы, которая должна составлять один из компонентов; ориентироваться в своей деятельности как на учащихся, так и на их родителей, оказывать им поддержку по обеспечению психологического здоровья; осуществлять свою деятельность в тесном сотрудничестве с педагогическим коллективом, администрацией школы и родителями учеников.

Весомая роль в проведении первичной профилактики насилия над ребенком в семье принадлежит классным руководителям, которые имеют непосредственный контакт с родителями, и с детьми. Работа классного руководителя в этом направлении должна включать: участие в составлении социального паспорта семьи, формирование банка данных о семье и ребенке; оказание педагогической помощи и поддержки детям, попавшим в сложные жизненные обстоятельства; взаимодействие с родителями учащихся по поиску оптимальных форм нормализации отношений; содействие повышению педагогической культуры родителей, формирования у них осознанного отношения к ненасильственным методам семейного воспитания.

Неотъемлемой составляющей первичной профилактики насилия над ребенком в семье есть специально организованная работа с родителями, ориентированная на создание условий для отработки ими навыков эффективного взаимодействия и общения с детьми без насилия, агрессии, конфликта (по принципу “учусь не наказывать, а договариваться”), что является залогом воспитания гармонично развитой, зрелой и ответственной личности. Кроме того, профилактика предусматривает ознакомление родителей с основными положениями нормативных документов о предупреждении насилия в отношении детей, права и обязанности родителей и детей.

Отдельного внимания заслуживают семьи, где отношения носят деструктивный характер. Основные задачи учителя по работе с такими семьями заключаются в обеспечении педагогической поддержки детей и родителей, которые имеют проблемы личностного, социального, воспитательного плана, оказании помощи в преодолении личностных и социально обусловленных трудностей; содействии развитию, точнее саморазвития родителей, их творческого потенциала, способностей, интересов, активизации воспитательной функции семьи путем привлечения родителей к овладению основами специальных знаний, умений и навыков, необходимых для правильного построения и осуществления воспитания детей, установления и развития отношений взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи между старшими и младшими членами семей.