23.02.2018      1268      0
 

Познавательно-речевое занятие Насекомые. Составление описательного рассказа о насекомом

Цели: систематизировать представления детей о насекомых, местах их обитания, способах передвижения и издания звуков; активизировать и расширять…


Познавательно-речевое занятие Насекомые. Составление описательного рассказа о насекомомЦели:

  • систематизировать представления детей о насекомых, местах их обитания, способах передвижения и издания звуков;
  • активизировать и расширять словарь по теме «Насекомые»;
  • познакомить со схематическим изображением информации, наглядными схемами и их использованием при составлении описательного рассказа;
  • развивать память, произвольное внимание;
  • воспитывать интерес к насекомым;

Оборудование:

Картинки с изображениями насекомых; магнитно-маркерная доска, маркеры; листы бумаги ( карточки); магнитофон, игрушки — бабочки.

Ход занятия:

Постановка темы. Ребята, а вы умеете отгадывать загадки. Я приготовила для вас необычную загадку – звуковую. (аудиозапись) Как вы думаете, что это? (Пчела).

А теперь попробуйте отгадать обычные загадки. 3-4 загадки о насекомых

Перечислите отгадки. Что объединяет эти отгадки? Как можно назвать одним словом?

Как вы думаете, о ком мы сегодня будем разговаривать?

А еще будем учиться составлять рассказ о насекомом.

Основная часть:

1. Работа по теме «Насекомые»

«Перепутанные картинки» (за столом)

Ребята, я сегодня принесла вам картинки с изображением насекомых, но они перепутались с другими картинками. Помогите мне выбрать только насекомых.

Возьмите себе по одной картинке, на которой изображено насекомое. Какие оказались лишними, почему?

Беседа о насекомых

«Ребята, встаньте так, чтобы всем было друг друга видно. Назовите своих насекомых.

1. Ребята, а вы знаете, где живут насекомые?

2. Как передвигаются? ( Прыгают, летают, ползают)

3. Как «разговаривают» насекомые

Ребята, как вы думаете, разговаривать они умеют? Все они по-своему общаются, разговаривают, хотя у них нет язычка как у нас. Знаете ли вы как насекомые издают звуки.

Некоторые издают звуки крыльями, некоторые лапками, а некоторые носиком, но они очень хорошо друг друга понимают.

2. Составление рассказов о насекомых (работа со схемой). Я предлагаю вам рассказать о насекомых. А помогать нам будет схема (карточка – помощница), на которой значками обозначено, о чем нужно рассказывать. Сейчас я вам ее покажу.

Ребята, кажется я же перепутала конверты, в этом конверте только чистые листы. Что же теперь делать? А может у вас в группе есть такая схема? Как же быть? Что вы предлагаете сделать? Вы умеете составлять схему?

3. Составление схемы описательного рассказа о насекомом (составляется совместно с детьми и выставляется на доску).

Давайте попробуем вместе ее составить.

О чем мы должны рассказать вначале? Как вы думаете, о чем еще нужно рассказать?

Какой самый удачный вариант?

  • Цвет — несколько полосок разного цвета, что нужно рассказать о цвете насекомого.
  • Части тела
  • Где живет
  • Чем питается
  • Как передвигается
  • Польза- вред

Очень хорошая у нас получилась схема, даже лучше чем была у меня. Повторяем последовательность рассказа по схеме.

4. Пальчиковая игра «Пчелки»

5. Составление рассказов о насекомом. Ребята, возьмите свою картинку, сейчас мы будем работать в парах. Объединяйтесь в пары, кто с кем хочет работать. Сейчас Вы будете рассказывать друг другу о своем насекомом. Не забывайте про схему. Она поможет вам вспомнить о чем нужно рассказывать.

У меня нет пары, можно я всем вам расскажу о своем насекомом?

Образец рассказа (педагог). С опорой на схему.

6. Составление детьми рассказа о насекомом ( работа с парах). Ребята, мы с вами составляли рассказы о насекомых, а для чего мы это делали? Для чего нам нужно уметь составлять рассказы? Как это может пригодиться?

Наверное нашим гостям тоже интересно послушать наши рассказы. Кто хочет рассказать всем о своем насекомом?

Заслушиваются 2-3 рассказа детей (по желанию).

6. Итог. Ребята, что вы сегодня узнали нового? Чему мы сегодня научились?

Скажите, что вам помогало составлять рассказ? (карточка-помощница). Что было для вас интересным?

Как легче узнавать и работать: вместе или по одному? Теперь вы знаете, что работать и узнавать что-то новое легче вместе.

А я узнала, что в вашей группе растут очень умные и дружные ребята. Вы очень хорошо работали вместе и поэтому у вас все получалось. Вы молодцы! Хасанова Э.Р. учитель-логопед, МКДОУ детский сад № 5 г. Малмыжа.