Цели:
- систематизировать представления детей о насекомых, местах их обитания, способах передвижения и издания звуков;
- активизировать и расширять словарь по теме «Насекомые»;
- познакомить со схематическим изображением информации, наглядными схемами и их использованием при составлении описательного рассказа;
- развивать память, произвольное внимание;
- воспитывать интерес к насекомым;
Оборудование:
Картинки с изображениями насекомых; магнитно-маркерная доска, маркеры; листы бумаги ( карточки); магнитофон, игрушки — бабочки.
Ход занятия:
Постановка темы. Ребята, а вы умеете отгадывать загадки. Я приготовила для вас необычную загадку – звуковую. (аудиозапись) Как вы думаете, что это? (Пчела).
А теперь попробуйте отгадать обычные загадки. 3-4 загадки о насекомых
Перечислите отгадки. Что объединяет эти отгадки? Как можно назвать одним словом?
Как вы думаете, о ком мы сегодня будем разговаривать?
А еще будем учиться составлять рассказ о насекомом.
Основная часть:
1. Работа по теме «Насекомые»
«Перепутанные картинки» (за столом)
Ребята, я сегодня принесла вам картинки с изображением насекомых, но они перепутались с другими картинками. Помогите мне выбрать только насекомых.
Возьмите себе по одной картинке, на которой изображено насекомое. Какие оказались лишними, почему?
Беседа о насекомых
«Ребята, встаньте так, чтобы всем было друг друга видно. Назовите своих насекомых.
1. Ребята, а вы знаете, где живут насекомые?
2. Как передвигаются? ( Прыгают, летают, ползают)
3. Как «разговаривают» насекомые
Ребята, как вы думаете, разговаривать они умеют? Все они по-своему общаются, разговаривают, хотя у них нет язычка как у нас. Знаете ли вы как насекомые издают звуки.
Некоторые издают звуки крыльями, некоторые лапками, а некоторые носиком, но они очень хорошо друг друга понимают.
2. Составление рассказов о насекомых (работа со схемой). Я предлагаю вам рассказать о насекомых. А помогать нам будет схема (карточка – помощница), на которой значками обозначено, о чем нужно рассказывать. Сейчас я вам ее покажу.
Ребята, кажется я же перепутала конверты, в этом конверте только чистые листы. Что же теперь делать? А может у вас в группе есть такая схема? Как же быть? Что вы предлагаете сделать? Вы умеете составлять схему?
3. Составление схемы описательного рассказа о насекомом (составляется совместно с детьми и выставляется на доску).
Давайте попробуем вместе ее составить.
О чем мы должны рассказать вначале? Как вы думаете, о чем еще нужно рассказать?
Какой самый удачный вариант?
- Цвет — несколько полосок разного цвета, что нужно рассказать о цвете насекомого.
- Части тела
- Где живет
- Чем питается
- Как передвигается
- Польза- вред
Очень хорошая у нас получилась схема, даже лучше чем была у меня. Повторяем последовательность рассказа по схеме.
4. Пальчиковая игра «Пчелки»
5. Составление рассказов о насекомом. Ребята, возьмите свою картинку, сейчас мы будем работать в парах. Объединяйтесь в пары, кто с кем хочет работать. Сейчас Вы будете рассказывать друг другу о своем насекомом. Не забывайте про схему. Она поможет вам вспомнить о чем нужно рассказывать.
У меня нет пары, можно я всем вам расскажу о своем насекомом?
Образец рассказа (педагог). С опорой на схему.
6. Составление детьми рассказа о насекомом ( работа с парах). Ребята, мы с вами составляли рассказы о насекомых, а для чего мы это делали? Для чего нам нужно уметь составлять рассказы? Как это может пригодиться?
Наверное нашим гостям тоже интересно послушать наши рассказы. Кто хочет рассказать всем о своем насекомом?
Заслушиваются 2-3 рассказа детей (по желанию).
6. Итог. Ребята, что вы сегодня узнали нового? Чему мы сегодня научились?
Скажите, что вам помогало составлять рассказ? (карточка-помощница). Что было для вас интересным?
Как легче узнавать и работать: вместе или по одному? Теперь вы знаете, что работать и узнавать что-то новое легче вместе.
А я узнала, что в вашей группе растут очень умные и дружные ребята. Вы очень хорошо работали вместе и поэтому у вас все получалось. Вы молодцы! Хасанова Э.Р. учитель-логопед, МКДОУ детский сад № 5 г. Малмыжа.