24.09.2017      980      0
 

Патопсихологический синдром у детей (олигофрения)

Умственная отсталость (олигофрения) — это задержка развития психической сферы, медленное физическое и интеллектальное становление человека,…


Умственная отсталость (олигофрения) — это задержка развития психической сферы, медленное физическое и интеллектальное становление человека, при этом наблюдается отсутствие прогредиентности, т.е. нарастания негативной либо позитивной симптоматики в процессе протекания болезни.

Этиология этого заболевания разнообразна:

  • первая группа — олигофрении, связанные с поражением репродуктивной системы родителей и с хромосомными нарушениями (болезнь Дауна, микроцефалия и др.);
  • вторая группа – олигофрении, развивающиеся вследствие врожденных эндокринных нарушений (фенилкетонурия, галактоземия);
  • третья группа – олигофрении, формирующиеся в результате различных патологических состояний, развивающихся во время беременности, тяжелые роды, а также инфекционные заболевания, перенесенные ребенком в раннем детстве. К таким последствиям могут привести резус-конфликт матери и ребенка, врожденный сифилис, родовая травма, перенесенные в неонатальном периоде энцефалиты и менингиты, инфекционные болезни матери, перенесенные во время беременности – краснуха, токсоплазмоз и др.).

Клинические проявления слабоумия зависят от степени интеллектуального нарушения и особенностей развития этой патологии. Олигофрения подразделяется на дебильность, имбецильность и идиотию в зависимости от глубины интеллектуального недоразвития.

Имбецильность является средней степенью задержки развития психики. Дети с таким диагнозом отстают от сверстников в физическом и интеллектуальном развитии, что внешне вполне заметно. Они приобретают небольшой запас представлений, понимают обращенную к ним речь и сами овладевают связной речью, могут произносить некоторые короткие фразы, но словарный запас у них очень беден – обычно не более двух-трех сотен самых простых слов.

Имеется механическая память. Мышление очень примитивно, конкретно, абстрактные понятия для них недоступны. Имбецилы могут запомнить названия окружающих их предметов, самые часто употребляемые слова и словосочетания, иногда могут неплохо ориентироваться в обычных житейских ситуациях.
Внимание, воля недоразвиты, имбецилы безынициативны, инертны, легко внушаемы, склонны к подражанию, недостаточно самостоятельны, поэтому нуждаются в постоянной опеке, надзоре со стороны близких.

Эмоции у детей — имбецилов достаточно разнообразные, одни из них могут пребывать в постоянно добродушном настроении, быть легко управляемыми, другие, наоборот, чаще подавлены, проявляют агрессивные реакции. Эти дети вполне адекватно реагируют на порицание или одобрение их действий, очень привязаны к родным. Незнакомая обстановка или перемена окружения легко выбивает их из привычной колеи и может вызвать негативную реакцию.

Дети с таким диагнозом способны к самообслуживанию, они могут самостоятельно кушать, совершать туалет, одеваться, их склонность к повторению заученных движений используется для привития навыков опрятности и элементарного ухода за собой с самого раннего возраста.

В обычной школе такие пациенты обучаться не могут, дефекты речи (шепелявость, заикание, косноязычие) требуют коррекции и длительных занятий с логопедом. Имбецилы обычно обучаются на дому или в коррекционной школе. Они могут научиться читать, писать, считать, но сложные арифметические действия, отвлеченные понятия для них недоступны.

Впоследствии они так же легко могут повторять заученные действия при выполнении элементарных видов труда (мытье посуды, уборка, стирка). Самостоятельно организовать свою деятельность и жизнь дети — имбецилы не могут, что приводит к необходимости постоянного присмотра и опеки. При асоциальном окружении они могут так же легко усвоить патологические формы поведения, вследствие этого представлять определенную угрозу для общества.

При олигофрении любой степени могут наблюдаться различные патологические состояния, например, психомоторное возбуждение, нарушение влечений. При развитии подобных состояний больные госпитализируются в психиатрическую больницу.

Лечение. При каких-либо негативных проявлениях могут применяться медикаментозные средства. Для снятия возбуждения применяют галоперидол, а также неулептил с циклодолом. Таким пациентам назначается витаминотерапия, глутаминовая кислота, при наличии эндокринных нарушений — соответствующее гормональное лечение, специальная диета. Целесообразно сочетать применять применение пирацетама по 04 г в капсуле один –два раза в день, постепенно увеличивая дозу до 0,4 г три раза в день. Прием пирацетама способствует улучшению интеллектуальной деятельности, укреплению памяти, повышается усидчивость и работоспособность пациентов.

В принципе, лечения имбецильности, как таковой, не существует, состояние больных не прогрессирует с течением времени, все усилия близких или воспитателей в специальных интернатах сводятся к правильному воспитанию, руководству действиями детей -имбецилов, привитию им необходимых навыков самообслуживания, приучение к элементарным трудовым действиям.

Воспитание. Педагогам, родителям и другим специалистам, которые принимают участие в жизни детей – имбецилов, необходимо подбирать наиболее оптимальные формы и условия коррекционного воспитания и обучения, обеспечивающие максимально возможную адаптацию таких детей в социуме.

Воспитание и обучение должны быть направлены на возможно более полное развитие ребенка. Каждый нормальный ребенок требует индивидуального подхода, а ребенок с умственным недоразвитием — вдвойне. Специальное отношение и уход закладывают фундамент для реабилитации таких детей и их дальнейшего приемлемого существования.

В процессе привития определенных навыков педагог должен добиваться тщательного выполнения задания. Задания на первых этапах обучения должны быть достаточно легкими, а после полного освоения одного приема можно усложнять отрабатываемые действия. Эти задания должны вызывать положительные эмоции и вселять в ученика уверенность в своих силах, желание выполнять простой труд.