05.10.2018      618      0
 

Логопедическое занятие по теме «Обозначение на письме мягкости согласных посредством мягкого знака

Цель: Учить детей обозначению мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака. Закрепить навыки правописания…


Логопедическое занятие по теме «Обозначение на письме мягкости согласных посредством мягкого знакаЦель: Учить детей обозначению мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака. Закрепить навыки правописания слов с мягким знаком на конце слова.

Оборудование: таблица, цветные карандаши, предметные картинки, мяч.

Организационный момент.

Игра «Отгадай» Отгадывание загадок.

Ты за ней – она от тебя,
Ты от неё – она за тобой.
(Тень)

Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым в дрова?
(Огонь)

Запишите получившиеся слова (тень, огонь).

В слове тень – назовите 4 букву «ь»,

огонь – назовите 5 букву «ь».

— Какие буквы вы записали  в конце «ь». Скажите, для чего нам нужен мягкий знак? (Он служит для обозначения мягкости согласных).

— Какие ещё есть помощники у мягкого знака, которые обозначают мягкость согласных? (Гласные буквы «е, ё, и, ю, я»).

– А что ещё знаете о букве «ь»? (Эта буква не обозначает звук).

Чтение слоговой таблицы (Использование игольчатой поверхности).

АЛЬ – ИЛЬ – ОРЬ – ЯРЬ

УЛЬ – ЮНЬ – ИЛЬ – СЬ

УВЬ – ЁМЬ – ЫМЬ – УДЬ

ПАТЬ – ЯТЬ – ДЬЮ – ИПЬ

Игра «Отгадай». Отгадайте загадки.

Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Без ключа ты мне поверь,
Не откроешь эту … (дверь).

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)

Там жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (Портфель)

В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Жёлудь)

Выставляю предметные картинки (дверь, портфель, снегирь, желудь). Запишите отгадки, обозначьте «ь»знак .

Игра «Последний звук»

Измените слова так, чтобы согласный на конце стал мягким.

Угол – уголь, жар – жарь,

Дал – даль, брат – брать,

Рыси – рысь, плакат – плакать,

Цел – цель, косит — косить,

Проверка. Запишите слова, подчеркните «ь»знак.

Физминутка

Игра «Один — много»  (с перекидыванием мяча).

Кони – конь,

Лоси – лось,

Голуби – голубь,

Медведи – медведь,

Гуси — гусь,

Работа со словосочетанием.

Подбери нужное слово (карточки с картинками).

Резвый – конь,

Красивая – ель,

Пушистый – хорь,

Деревянная – дверь,

Красногрудый – снегирь,

Теплая – шаль,

Длинная – морковь,

Круглый – руль,

Соленая – сельдь,

Проверка. Записать словосочетания в тетрадь. Подчеркнуть мягкий знак.

Прочитайте текст, вставьте где надо мягкий знак.

1. Я поставил шкаф в угол … . Положи угол… в печь.

2. Витя взял мел… . Корабль сел на мел… .

3. Брат ел… кашу. Около дома растёт ел… .

4. В школе выступал хор… мальчиков. Хор… — хищный зверёк.

5. Кире шест… лет. Поставь шест… под навес.

Отгадайте ребусы.

Записать отгадки. Составьте предложения с данными словами. Подчеркнуть мягкий знак на конце.

Проверка. (Чтение предложений).

Диктант.

Сейчас мы напишем диктант.

1 класс: «Был тёплый день. Мы пошли гулять в парк. В парке мы видели высокую ель. На ели сидел дятел.»

2 класс: «У Юры корь. На теле сыпь. Юре надо лежать и пить лекарство. Юра лёг в постель. Теперь весь день мать возле сына.»

3 класс: «Над озером кружились птицы. Одни садились на воду отдохнуть. Им лететь на север. Другие облюбовали тут места для гнездовья. Воздух гудел от свиста крыльев и птичьих голосов.»

4 класс: «Стоит декабрь. В декабре то ясное небо, то набегут тяжёлые тучи. Вот и метель разгулялась. Пушистое белое покрывало легло на землю. С первым морозом прилетают гости с севера. Прилетает снегирь. Удивительно красивая птица!»

Прочитаю текст диктанта, а вы проверьте, правильно ли вы написали. Подчеркните синим карандашом мягкий знак.

Итог: Подведём итог нашего урока. Для чего нужен «ь» знак? (Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного). Где может находиться «ь» знак в слове? (На конце слова и в середине между двумя согласными). Как вы думаете, все ли узнали о мягком знаке? Нас еще ожидает много интересного. Баханкова О. А. Учитель-логопед, МОБУ СОШ №21.