Цель: Учить детей обозначению мягкости согласных на письме при помощи мягкого знака. Закрепить навыки правописания слов с мягким знаком на конце слова.
Оборудование: таблица, цветные карандаши, предметные картинки, мяч.
Организационный момент.
Игра «Отгадай» Отгадывание загадок.
Ты за ней – она от тебя,
Ты от неё – она за тобой.
(Тень)
Что, дотронувшись едва,
Превращает в дым в дрова?
(Огонь)
Запишите получившиеся слова (тень, огонь).
В слове тень – назовите 4 букву «ь»,
огонь – назовите 5 букву «ь».
— Какие буквы вы записали в конце «ь». Скажите, для чего нам нужен мягкий знак? (Он служит для обозначения мягкости согласных).
— Какие ещё есть помощники у мягкого знака, которые обозначают мягкость согласных? (Гласные буквы «е, ё, и, ю, я»).
– А что ещё знаете о букве «ь»? (Эта буква не обозначает звук).
Чтение слоговой таблицы (Использование игольчатой поверхности).
АЛЬ – ИЛЬ – ОРЬ – ЯРЬ
УЛЬ – ЮНЬ – ИЛЬ – СЬ
УВЬ – ЁМЬ – ЫМЬ – УДЬ
ПАТЬ – ЯТЬ – ДЬЮ – ИПЬ
Игра «Отгадай». Отгадайте загадки.
Новый дом несу в руке,
Дверца дома на замке.
Без ключа ты мне поверь,
Не откроешь эту … (дверь).
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять. (Снегирь)
Там жильцы бумажные,
Все ужасно важные. (Портфель)
В золотой клубочек
Спрятался дубочек. (Жёлудь)
Выставляю предметные картинки (дверь, портфель, снегирь, желудь). Запишите отгадки, обозначьте «ь»знак .
Игра «Последний звук»
Измените слова так, чтобы согласный на конце стал мягким.
Угол – уголь, жар – жарь,
Дал – даль, брат – брать,
Рыси – рысь, плакат – плакать,
Цел – цель, косит — косить,
Проверка. Запишите слова, подчеркните «ь»знак.
Физминутка
Игра «Один — много» (с перекидыванием мяча).
Кони – конь,
Лоси – лось,
Голуби – голубь,
Медведи – медведь,
Гуси — гусь,
Работа со словосочетанием.
Подбери нужное слово (карточки с картинками).
Резвый – конь,
Красивая – ель,
Пушистый – хорь,
Деревянная – дверь,
Красногрудый – снегирь,
Теплая – шаль,
Длинная – морковь,
Круглый – руль,
Соленая – сельдь,
Проверка. Записать словосочетания в тетрадь. Подчеркнуть мягкий знак.
Прочитайте текст, вставьте где надо мягкий знак.
1. Я поставил шкаф в угол … . Положи угол… в печь.
2. Витя взял мел… . Корабль сел на мел… .
3. Брат ел… кашу. Около дома растёт ел… .
4. В школе выступал хор… мальчиков. Хор… — хищный зверёк.
5. Кире шест… лет. Поставь шест… под навес.
Отгадайте ребусы.
Записать отгадки. Составьте предложения с данными словами. Подчеркнуть мягкий знак на конце.
Проверка. (Чтение предложений).
Диктант.
Сейчас мы напишем диктант.
1 класс: «Был тёплый день. Мы пошли гулять в парк. В парке мы видели высокую ель. На ели сидел дятел.»
2 класс: «У Юры корь. На теле сыпь. Юре надо лежать и пить лекарство. Юра лёг в постель. Теперь весь день мать возле сына.»
3 класс: «Над озером кружились птицы. Одни садились на воду отдохнуть. Им лететь на север. Другие облюбовали тут места для гнездовья. Воздух гудел от свиста крыльев и птичьих голосов.»
4 класс: «Стоит декабрь. В декабре то ясное небо, то набегут тяжёлые тучи. Вот и метель разгулялась. Пушистое белое покрывало легло на землю. С первым морозом прилетают гости с севера. Прилетает снегирь. Удивительно красивая птица!»
Прочитаю текст диктанта, а вы проверьте, правильно ли вы написали. Подчеркните синим карандашом мягкий знак.
Итог: Подведём итог нашего урока. Для чего нужен «ь» знак? (Мягкий знак обозначает мягкость предшествующего согласного). Где может находиться «ь» знак в слове? (На конце слова и в середине между двумя согласными). Как вы думаете, все ли узнали о мягком знаке? Нас еще ожидает много интересного. Баханкова О. А. Учитель-логопед, МОБУ СОШ №21.