05.09.2016      742      0
 

«Не учите меня жить» — что делать родителям

Воспитывать из детей роботов, не давая им права выбора, нет смысла. Именно свобода и лежит…


«Не учите меня жить» - что делать родителям-minВоспитывать из детей роботов, не давая им права выбора, нет смысла. Именно свобода и лежит в основе всех здоровых отношений. Во-первых, свобода дает ребенку силу характера: без того, чтобы хотя бы раз не ослушаться правил, невозможно ощутить себя личностью. Во-вторых, без свободы нет и ответственности.  В-третьих, свобода нужна для того, чтобы, сделав неправильный выбор, ребенок винил в этом не родителей, а самого себя, видя последствия своих поступков. В-четвертых, если ребенка все время принуждать к послушанию через запугивание, он будет жить в постоянном страхе утратить любовь и остаться в одиночестве. И, наконец, свобода важна еще и потому, что родители все равно не смогут в любое время полностью контролировать своих подросших сыновей и дочерей.

Разумеется, речь не о том, чтобы предоставить вашему чаду полную свободу, ничем его не ограничивая. Такая свобода больше похожа на невнимание, а то и равнодушие. Дело в том, что когда встает вопрос безопасности ребенка, свобода выбора автоматически отходит на второй план.

Дайте детям возможность ощутить неприятные последствия невинного ослушания, но от по-настоящему опасных ситуаций вы обязаны их уберечь. Допустим, один ребенок может твердо сказать «нет» в ответ на предложение того же алкоголя, а другой побоится выглядеть в компании «белой вороной». А наркотики? Дать возможность 15-летним подросткам выбирать между «легкой» травой и «тяжелым» героином — это все равно, что разрешить 3-летнему ребенку сунуть пальцы в розетку. В этих случаях даже самому демократичному родителю не стоит бояться быть жестким.

Однако многим сегодняшним подросткам и в голову не приходит спрашивать родителей о том, что можно, а что нельзя. А все потому, что родительский авторитет тоже нужно заслужить. Как же поступать маме и папе, чтобы к их мнению прислушивались? Все мы знаем так называемый «кризис трех лет», когда ребенок впервые кричит: «Я сам», отталкивая руку родителя, чтобы завязать шнурок, который, естественно, сам завязать не может.

Как видим, желание быть самостоятельным — это еще неумение им быть. Авторитет родителей, безусловно, необходим, особенно для детей в дошкольном и младшем школьном возрасте. И только тогда, когда ребенок начинает смотреть на окружающих, в том числе на вас, со стороны, оценивающим взглядом — вот тогда авторитет родителя может сильно пострадать. Скажем, отец, валяющийся у порога квартиры после изрядной доли спиртного, — сильнейший удар по детской душе. Поэтому, повторимся, авторитет нужно заслужить. Как это сделать? Как минимум, обеспечьте единую позицию всех старших членов семьи в вопросах воспитания, чтобы ребенок не бросался от одного взрослого к другому, выискивая для себя выгоду. Слово и дело не должны расходиться, и всякий раз ребенок должен это видеть и чувствовать. И почаще рассказывайте ребенку о себе. Чтобы он знал, чем занимаются родители, как они работают, какие у них трудности и достижения.

Впрочем, не стоит и «перегибать палку» во всевозможных ограничениях. Ведь последствия тотальной несвободы могут быть самыми плачевными. Дети, которых всегда оберегали, понятия не имеют о том, как вести себя в критических ситуациях. Не случайно каждое принуждение без внятных объяснений причин оборачивается все новой сложностью в будущей семейной жизни вашего ребенка. Подавленный протест против родительской строгости — тоже жестокое испытание. Именно «тепличные» дети, однажды с облегчением вырываясь из дома, уходят в сомнительные компании, радостно пускаясь «во все тяжкие».

Кроме того, этом случае вы рискуете «наградить» своего ребенка многочисленными физическими болезнями: начиная от астмы и заканчивая заболеваниями суставов. Родители, как правило, не понимают и не признают, что источник таких заболеваний — они сами, и неустанно водят детей к педиатрам, аллергологам и гастроэнтерологам. В то время как все эти «беспричинные» недуги проходят сами собой после коррекции семейных отношений.

И напоследок. Объясняя правила жизни и поведения, непременно говорите ребенку о том, что у него есть два пути, и каждый из них будет иметь свои последствия как для него самого, так, зачастую, и для окружающих. Там, где это возможно, предоставьте ему это сладкое право выбора. Ведь заставить повиноваться любой ценой — не самый достойный метод воспитания.