Новорожденному ребёнку без заботы родителей не выжить. Но чем старше становится ребёнок, тем больше родители должны понимать что в ваших отношениях должен быть баланс между опекой и свободой.
Пример: мама хочет вырастить и воспитать всесторонне развитую дочку. Поэтому она объяснила её что будет очень хорошо и здорово если она будет заниматься английским, фигурным катанием и музыкой. Сначала девочке было всё это очень интересно. Но через некоторое время девочка стала плохо спать, пребывать всё время в плохом настроении и грызть ногти.
Здесь может быть и то что мама перегрузила ребёнка и то что девочка оказалась в ситуации конфликта. С одной стороны девочка не хочет заниматься тем, что велела мама, но с другой стороны не хочет огорчать маму. Возможно девочка рассуждает так: «Почему я должна заниматься фигурным катанием и английским? Мне это не интересно. Я бы хотела заниматься рисованием и побольше играть во дворе с подружками. Может все полезные занятия такие неинтересные?»
В этой ситуации подходит определение «находится под прессингом». Да и чем руководствовалась мама отправляя дочку на разные занятия? Желанием выглядеть образцово-показательной мамой или всё таки заботой о ребёнке?
Почему-то родители очень часто руководствуются суждениями: «я так хочу», «я сама этим занималась в детстве и мне было интересно», «близко к дому», «полезно», «престижно», и абсолютно не слушают ребёнка, что ему это не интересно, ведь: «У меня большой жизненный опыт, а он ещё ничего не понимает».
Другой тип родителей пытается оградить своё чадо от всего на свете. Они готовы всегда и везде следовать за ребёнком: застёгивать ему пуговки, собирать портфель и даже улаживать конфликты с друзьями. Это очень безответственно с их стороны. Ведь мы должны учить ребёнка самостоятельной жизни.
Другое проявление заботы – это помощь.
Предлагаю вам рассмотреть две ситуации:
⦁ Мальчик учится играть на фортепиано. Мама из соседней комнаты слышит, что он играет не правильно. Она идёт к нему и говорит: «Ты играешь не правильно. Я покажу тебе как нужно». Сын говорит что он не хочет чтобы она ему показывала, он сам хочет научится. Но мама его не слушает, садиться рядом и показывает как правильно нужно играть. Мальчик злиться, а потом и плачет. Мама растеряна: она ведь только хотела помочь, что такого что она указала на ошибку? Сначала она пытается успокоить ребёнка, а потом потеряв терпение уходит и говорит: «Ничему тебя нельзя научить! Играй как хочешь!» В результате этого неуклюжего желания помочь ребёнок остался униженным и обескураженным.
⦁ Услышав ошибки сына мама заглядывает к нему в комнату и говорит: «У тебя сегодня такое сложное упражнение! Если нужно будет помощь позови» и уходит. Ребёнок ещё несколько раз пытается, но у него не получается, тогда он зовёт маму. Она спрашивает что у него не получается. Мальчик говорит что не может понять ритм. Мама прохлопывает ритм ладонями, мальчик понимает и уже через некоторое время она из соседней комнаты слышит как он радостно воскликнул: «Получилось!». Помощь в этом случае не назойливая и все в результате довольны друг другом.
Дети по разному воспринимают нашу помощь. Иногда как подавление и помеху, иногда как проявление любви. Не навязывайте ребёнку свою программу действий, иначе вы можете просто потерять с ним контакт. Признайте автономность ребёнка, его право выбора. Забота должна быть тактичной. Показывайте что вы верите в него.