Тема: «Путешествие в сказку»
Цель: Коррекция заикания на логопедических занятиях.
Задачи:
1. Развитие общей и речевой моторики.
2. Учить детей использовать пальцы ведущей руки для устранения заикания.
3. Воспитание правильного речевого дыхания, умение расслабиться.
4. Воспитывать интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: грамзаписи, елочки, снежинки, замок Снежной Королевы.
Ход занятия:
1. Поздороваться хором «здравствуйте» (садятся на стульчики)
— Скажите ребята, какое сейчас время года?
Дети: зима
— А какое скоро наступит?
Дети: весна
(Включается музыка «Вьюга»)
— Что такое, что случилось?
Голос на грамзаписи:
«Я, Снежная Королева, посланница зимы!
Весну на землю не пущу! Льдом дороги закую!
Вечно будут снегопады, бури, вьюги, ураганы
Я – хозяйка на Земле, все забудьте о тепле!»
— Что же нам делать, ребята? Мы не боимся зимы, поможем весне прогнать зиму. Поможем?
Дети: ДА!
— Отправимся в путешествие в сказку. Но сначала надо хорошо согреться, чтобы Снежная Королева не смогла нас заморозить.
2. Мышечная релаксация по контрасту с напряжением
Упражнения «Силачи»
— Покажите какие мы сильные, ручки сгибаем к плечам, напрягаем, а затем расслабляем.
«Снежный ком»
— Снежный ком мы поднимаем, держим, держим и бросаем!
Напряженье улетело и расслабилось все тело!
«Хоботок»
Подражаю я слону – губы хоботком тяну
Я теперь их расслабляю и на место возвращаю.
«Лягушки»
Тянуть губы прямо к ушкам очень нравится лягушкам
Улыбаются, смеются, а глаза у них, как блюдца.
Губы не напряжены, а расслаблены.
3. Пальчиковая гимнастика (напряжение-расслабление пальцев)
Дружно пальчики сгибаем, крепко кулачки сжимаем
Только уставать начнем сразу пальцы разожмем.
Мы пошире их раздвинем, посильнее напряжем.
Наши пальчики сплетем и соединим ладошки.
А потом, как только можем, крепко-накрепко сожмем.
Руки не напряжены, а расслаблены
4. Массаж лица
Ма-ма-ма – наступила зима (растираем крылья носа)
Жок-жок-жок – с неба падает снежок (растираем лоб)
Ой-ой-ой – холодно зимой (растираем шею)
Тель-тель-тель – быстро кружится метель (растираем ушки)
— Ну что, отправляемся в сказку?
Дети: ДА!
— Не забывайте, говорим красиво, плавно и неторопливо.
Закрываем глазки
Попадаем в сказку
(звучит музыка «превращение»)
— Попали ребята мы с вами в сказочный лес, что мы видим? (ответы детей с использованием пальцев ведущей руки)
Дети: деревья, елочки, снежинки, снег…
— А лес какой?
Дети: сонный, холодный, зимний, волшебный, суровый, заколдованный…
5. Упражнение на дыхание
— А воздух в лесу свежий, давайте подышим им (вдох носом, плавный выдох ртом).
6. Голосовые упражнения
«У-у-у» — воет ветер.
7. Развитие общей моторики
Отправимся дальше к замку Снежной Королевы, идем мы по большим сугробам, высоко поднимаем колени, снежинки закружились (кружатся), ветер подул (легкий бег).
8. Упражнение на координацию слова с движением
— Давайте остановимся, отдохнем, согреемся, скоро мы увидим замок Снежной Королевы.
Выпал беленький снежок (ходят по кругу)
Соберемся мы в кружок
Снег, снег, белый снег (машут руками перед собой)
Засыпает он нас всех, не боимся мы пороши
Ловим снег-хлопок в ладоши («ловит»)
Руки в стороны, по швам (руки в стороны)
Снега хватит нам и вам (опускают по швам)
— Вот мы уже подходим к замку, подойдем мы к нему тихо, чтобы нас не услышала Снежная Королева. Идем на носочках медленно, проговаривая «Скрип, скрип, скрип!»
(Звучит «вьюга», голос Снежной Королевы)
«Хотели обмануть меня, ничего у вас не получится, вот я сейчас все заморожу!»
— Давайте ребята скорей весну звать, пора наверно ей здесь появиться, расскажем стихи про весну, она и поможет нам победить снежную Королеву и Зимушку-зиму.
Говорим красиво, плавно, неторопливо!
9. Стихи о весне
10. Слушание
«Весна борется с зимой»
— Что же произошло? А произошло волшебство. Весна своим теплом растопила снег, побежали ручейки, прилетели птицы, скоро совсем станет тепло!
11. Игра «гори-гори ясно!»
(двигают пальчиками)
Гори-гори ясно, чтобы не погасло!
Глянь на небо – птички летят (руки вверх; машут руками)
Колесо вертят (вертят руками перед собой)
Динь-дон, динь-дон (качают руками влево-вправо)
Выходи скорее вон
Раз, два, три – лови! (один ловит других детей).
12. Итог — Молодцы ребята, вот вы какие смелые, ловкие, победили злую Снежную Королеву (индивидуальное поощрение)
— А дома, ребята, не забывайте правильно дышать, говорить красиво, плавно, не торопясь.
13. Релаксация. Дремина А.А.
учитель-логопед, Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 г.Кунгур