Цели:
Образовательные: закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [м], [м’] в словах, стихах, предложениях; различать существительные мужского, женского рода; соотносить притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ с существительными; упражнять в подборе антонимов; учить составлять предложения из предложенных слов.
Развивающие: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, внимание, логическое мышление, память, артикуляционный аппарат, развивать умения воспроизводить движения в соответствии с текстом.
Воспитательные: воспитывать усидчивость у ребёнка, умение внимательно слушать педагога и правильно выполнять его задания.
Активизация словаря: закрепление понятий «звук», «слог», «слово».
Оборудование: сигнальные карточки, картинки, в названии которых есть звуки [м], [м’], зашумованные картинки (раздаточный материал), цветные карандаши, кубик, мяч,тексты загадок.
Ход занятия
1. Оргмомент. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы скажите, какой звук чаще встречается в этом стихотворении.
Маша в чаще заблудилась,
К трём медведям в дом явилась,
Суп у Мишки похлебала,
Стульчик маленький сломала.
-Какие знакомые повторяющиеся звуки слышим в стихотворении? (Звуки [м], [м’]).
— В каких словах мы услышали эти звуки? (Маша, медведи, Мишка, маленький)
— Сегодня мы повторим звуки [м], [м’].
• Артикуляция звуков [м], [м’].
• Характеристика звуков [м], [м’].
2. Д/И «Поймай звуки».
Поднимите нужную сигнальную карточку, услышав звуки [м] или [м’]. Логопед называет слова: малина, гном, мальчик, машина, мелочь, мяч, мельница, мама, мечта.
Дети определяют позиции звуков [м], [м’] в словах.
3. Д/и «Скажи одним словом».
Назвать одним словом слова:
диван — шкаф — стол – кровать (мебель); Маша — Марина — Миша (имена).
4. Д/и «Отгадай загадки». На столах у детей в конвертах лежат картинки – отгадки. Дети отгадывают, заданные логопедом загадки, и проверяют их с помощью картинок-отгадок.
* * *
В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это?.. (Мышка).
* * *
Летом много их бывает,
А зимой все вымирают.
Прыгают, жужжат над ухом,
Как они зовутся?.. (Мухи).
* * *
Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч.) С. Маршак
* * *
Хоть на холоде лежат,
Но от стужи не дрожат.
Пусть ветра с водой свежи,
Покрывают пляж… (моржи).
* * *
Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь – лесной… (медведь).
* * *
Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.
(Малина.)
5. Д/и «Скажи со словом МОЙ, МОЯ»
— Сделайте шаг вперед те дети, у которых есть картинка, по которую можно сказать: ОН МОЙ.
— Сделайте шаг вперед, те дети, у которых есть картинка, по которую можно сказать: ОНА МОЯ.
6. Д /и «Составь картинки»
У детей на столах картинки — отгадки. Они распределяют их в два столбика: в первый столбик, в названии которых есть звук [м], а во второй столбик – со звуком [м’]
Затем дети «прохлопывают» слоги в своих словах (дети по очереди выполняют задание).
7. Физминутка.
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом. Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.
8. И г р а с мячом «Наоборот».
Назовите слова, которые начинаются со звуков [м] или [м’] противоположные по смыслу данным словам.
Логопед кидает мяч каждому ребёнку и говорит какое-нибудь слово, а ребёнок в ответ кидает мяч и говорит слово с противоположным значением.
Война – (мир), ссориться – (мириться), быстро – (медленно), твердый – (мягкий), глупый – (мудрый), большой – (маленький).
9. Чтение логопедом стихотворений к картинкам с изображением медведя и мяча.
Медведю-лежебоке Мяч летает полосатый,
Не лень лежать в берлоге В мяч играют медвежата.
До будущей весны – Можно мне? – спросила мышка.
И видеть сны заветные – – Что ты! Ты еще малышка.
Медовые, конфетные,
Малиновые сны!
В каких словах мы слышим звуки [м], [м’]? (медведь, медовые, малиновые, мяч, медвежата, мышка, малышка).
10. Речевая зарядка. Повторить чистоговорки.
Ма-ма-ма – дома я сама.
Му-му-му – молоко кому?
Мо-мо-мо – мы едим эскимо.
Мы-мы мы – книжку прочитали мы.
Ми-ми-ми – поем ноту Ми.
11. Д/и «Составь предложения»
Дети составляют из слов предложения:
— В лесу, жить, медведица.
— Берлога, в, медвежата, жить, медведица.
— Оберегать, любить медведица, их.
12. Работа с зашумованными картинками. Перед каждым ребёнком листок с зашумованными картинками (ягоды). Нужно отгадать загадку и найти отгадку со звуком [м].
На полянке у дорожки
Красные горошки.
Кто мимо пройдёт –
В рот себе их кладёт. (Земляника)
13. Итог занятия. Анисимова Е.В. учитель-логопед, МАДОУ Детский сад №20 — городского округа город Стерлитамак РБ