09.12.2017      1606      0
 

Конспект занятия по звуковой культуре речи

Цели: Образовательные: закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [м], [м’] в словах, стихах, предложениях; различать существительные мужского,…


Конспект занятия по звуковой культуре речиЦели:

Образовательные: закрепить навыки различения и чёткого произношения звуков [м], [м’] в словах, стихах, предложениях; различать существительные мужского, женского рода; соотносить притяжательные местоимения МОЙ, МОЯ с существительными; упражнять в подборе антонимов; учить составлять предложения из предложенных слов.

Развивающие: развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, внимание, логическое мышление, память, артикуляционный аппарат, развивать умения воспроизводить движения в соответствии с текстом.

Воспитательные: воспитывать усидчивость у ребёнка, умение внимательно слушать педагога и правильно выполнять его задания.

Активизация словаря: закрепление понятий «звук», «слог», «слово».

Оборудование: сигнальные карточки,  картинки, в названии которых есть звуки [м], [м’], зашумованные картинки (раздаточный материал), цветные карандаши, кубик, мяч,тексты загадок.

Ход занятия

1. Оргмомент. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, а вы скажите, какой звук чаще встречается в этом стихотворении.

Маша в чаще заблудилась,
К трём медведям в дом явилась,
Суп у Мишки похлебала,
Стульчик маленький сломала.

-Какие знакомые повторяющиеся звуки слышим в стихотворении? (Звуки [м], [м’]).

— В каких словах мы услышали эти звуки? (Маша, медведи, Мишка, маленький)

— Сегодня мы повторим звуки [м], [м’].

• Артикуляция звуков [м], [м’].

• Характеристика звуков [м], [м’].

2. Д/И «Поймай звуки».

Поднимите нужную сигнальную карточку, услышав звуки [м] или [м’].  Логопед называет слова: малина, гном, мальчик, машина, мелочь, мяч, мельница, мама, мечта.

Дети определяют позиции звуков [м], [м’] в словах.

3. Д/и «Скажи одним словом».

Назвать одним словом слова:

диван — шкаф — стол – кровать (мебель); Маша — Марина — Миша (имена).

4. Д/и «Отгадай загадки». На столах у детей в конвертах лежат картинки – отгадки. Дети отгадывают, заданные логопедом загадки, и проверяют их с помощью картинок-отгадок.

* * *

В подполье, в каморке
Живет она в норке,
Серая малышка.
Кто же это?..  (Мышка).

* * *

Летом много их бывает,
А зимой все вымирают.
Прыгают, жужжат над ухом,
Как они зовутся?..  (Мухи).

* * *

Бьют его рукой и палкой,
Никому его не жалко.
А за что беднягу бьют?
А за то, что он надут! (Мяч.) С. Маршак

* * *

Хоть на холоде лежат,
Но от стужи не дрожат.
Пусть ветра с водой свежи,
Покрывают пляж…  (моржи).

* * *

Он всю зиму в шубе спал,
Лапу бурую сосал,
А проснувшись, стал реветь.
Этот зверь – лесной…  (медведь).

* * *

Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

(Малина.)

5. Д/и «Скажи со словом МОЙ, МОЯ»

— Сделайте шаг вперед те дети, у которых есть картинка, по которую можно сказать: ОН МОЙ.

— Сделайте шаг вперед, те дети, у которых есть картинка, по которую можно сказать: ОНА МОЯ.

6. Д /и «Составь картинки»

У детей на столах картинки — отгадки. Они распределяют их в два столбика: в первый столбик, в названии которых есть звук [м], а во второй столбик – со звуком [м’]

Затем дети «прохлопывают» слоги в своих словах (дети по очереди выполняют задание).

7. Физминутка.

Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы кружимся потом. Мы топаем ногами:
Топ-топ-топ.
Мы руки опускаем:
Хлоп-хлоп-хлоп.
Мы руки разведем
И побежим кругом.

8. И г р а с мячом «Наоборот».

Назовите слова, которые начинаются со звуков [м] или [м’] противоположные по смыслу данным словам.

Логопед кидает мяч каждому ребёнку и говорит какое-нибудь слово, а ребёнок в ответ кидает мяч и говорит слово с противоположным значением.

Война – (мир), ссориться – (мириться), быстро – (медленно), твердый – (мягкий), глупый – (мудрый), большой – (маленький).

9. Чтение логопедом стихотворений к картинкам с изображением медведя и мяча.

Медведю-лежебоке    Мяч летает полосатый,
Не лень лежать в берлоге   В мяч играют медвежата.
До будущей весны    – Можно мне? – спросила мышка.
И видеть сны заветные –   – Что ты! Ты еще малышка.
Медовые, конфетные,
Малиновые сны!

В каких словах мы слышим звуки [м], [м’]? (медведь, медовые, малиновые, мяч, медвежата, мышка, малышка).

10. Речевая зарядка. Повторить чистоговорки.

Ма-ма-ма – дома я сама.

Му-му-му – молоко кому?

Мо-мо-мо – мы едим эскимо.

Мы-мы мы – книжку прочитали мы.

Ми-ми-ми – поем ноту Ми.

11. Д/и «Составь предложения»

Дети составляют из слов предложения:

— В лесу, жить, медведица.

— Берлога, в, медвежата, жить, медведица.

— Оберегать, любить медведица, их.

12. Работа с зашумованными картинками. Перед каждым ребёнком листок с зашумованными картинками (ягоды). Нужно отгадать загадку и найти отгадку со звуком [м].

На полянке у дорожки
Красные горошки.
Кто мимо пройдёт –
В рот себе их кладёт. (Земляника)

13. Итог занятия. Анисимова Е.В. учитель-логопед, МАДОУ Детский сад №20 — городского округа город Стерлитамак РБ