Цели занятия:
Образовательная. Совершенствовать у учащихся практическое умение использовать слова в речи на материале прилагательных, антонимов и синонимов, в соответствии с их значением.
Развивающая. Пополнить запас слов у учащихся на основе материала о прилагательных
Воспитательная. Воспитать в детях любовь к Родине через грамотное построение собственной речи.
Задачи
1. Содействовать развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей;
2. Способствовать развитию умения видеть орфографические ошибки
3. Расширить активный словарный запас прилагательных
4. Сформировать у учеников понимание в необходимости грамотного употребления имен прилагательных, антонимов и синонимов в собственной речи.
План занятия:
1. Организационный момент.
Логопед, здоровается с учениками.
Повторение пройденного материала.
На уроках русского языка вы изучали часть речи, которая отвечает на вопрос какой, какая, какое? Подсказка при синтаксическом разборе: вы эту часть речи подчеркиваете волнистой линией.
Вопрос: Вспомните, пожалуйста, как называется эта часть речи?
Ответ: Эта часть речи называется имя прилагательное
Итак, вы догадались, тема нашего занятия будет звучать: “Имя прилагательное”. Но вместе с ним мы с вами еще вспомним правила употребления в речи антонимов и синонимов.
2. Развитие артикуляционной и мелкой моторики.
Прежде чем начнем вспоминать имена прилагательные, давайте разомнем наши пальчики, язычок и мимику лица.
a. Артикуляционная гимнастика.
“Хоботок”, “Лягушка” “Маляр”, “Лошадка”, “Часики”
b. Пальчиковая гимнастика
— “Одуванчик”.
3. Познавательное время.
a. Ученики записывают в тетрадях слова существительные под диктовку в столбик:
Красота
Снег
Солнце
Теперь, ребята, рядом с каждым из этих существительных запишите прилагательное, в следующем порядке: сначала в мужском роде, затем в женском роде и среднем роде. Напоминаю, эти слова должны отвечать на слова какой, какая, какое?
Красота – Красивый – Красивая – Красивое
Снег — Снежный – Снежная – Снежное
Солнце – Солнечный – Солнечная — Солнечное
b. А сейчас новое задание, назовите, пожалуйста, прилагательные, характеризующие зиму.
Ученики называют прилагательные и записывают:
Холодный, белый, морозный, снежный, синий, голубой, праздничный, пушистый, скрипучий, обжигающий.
4. Формирование новых знаний.
a. Активизация понятия антонимы
Вопрос: Ребята, давайте вспомним, а что такое антонимы.
Ответ: Это слова с противоположными значениями.
— Ребята, примените антонимы к данным прилагательным: грустный, старый, добрый.
b. Самостоятельная работа.
Спишите, заменив имя прилагательное антонимом.
Задание на доске:
ледяной–
новый –
умный –
трудный –
сильный –
горячий –
Ученики проводят работу самостоятельно, но по мере возникновения вопросов логопед безусловно помогает индивидуально. Взаимопроверка.
ледяной – жаркий, трудный – лёгкий,
новый – старый, сильный – слабый,
умный – глупый, горячий – холодный,
c. Активизация понятия синонимы.
Ребята, а теперь давайте вспомним, а что такое синонимы?
Ответ – это слова, близкие по значению. А также могут характеризовать какой-нибудь предмет или явление с разных сторон.
Ребята, назовите синонимы следующих прилагательных: грустный, гигантский, могучий.
Ребята, но необходимо помнить, что в предложении для уточнения значения синонимы используются в зависимости от смысла предложения.
Задание на доске: (Учащиеся с помощью логопеда определяют значение слова).
Из данных справа слов подобрать синоним к прилагательному “Хороший”, который дается в словосочетаниях:
Хороший мороз. сильный
Хороший поступок. благородный
Хороший парень. добрый
Хороший день. теплый
Хороший сон. Здоровый
5. Физпауза.
Так как мы сегодня на занятии проходим прилагательные, то давайте и в физминутку проведем на основе антонимов. Я буду называть и показывать антоним, а вы, ребята, будете повторять
Высокий – поднимаемся на цыпочки, руки подняты к верху,
Низкий — приседаем, руки обхватывают колени,
Узкий – стоим прямо, руки по швам,
Широкий – в прыжке ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны,
Крылатый – имитируем как летают птицы,
Плавательный – имитируем как плаваем в бассейне,
Сухопутный – шагаем на месте,
Морской — кисти рук в замок, делаем волну,
Шумный – хлопаем в ладоши,
Тихий – подносим указательный палец ко рту и говорим “тсссс”
6. Закрепление пройденного материала.
Работа с карточками.
Ученикам необходимо вместо пробелов вставить подходящие по смыслу прилагательные.
Превосходен … лес зимой. … деревья накрыты … хлопьями снега. Все ветки в … инее. … солнышко озаряет верхушки … деревьев.
Выслушиваем пару вариантов нового текста.
– Выбрать из нового текста пары существительное + прилагательное, выделить грамматические признаки (число, род, падеж)
– Проверить, выслушав нескольких учеников.
7. Итог занятия.
— Какие слова обогащают нашу речь?
— Какие слова мы называем антонимами? Синонимами?
— Что вам удалось на уроке? Ревть И., учитель-логопед.