25.08.2014      1987      0
 

Конспект логопедического занятия в 4 классе по коррекции смешанной дисграфии “Имя прилагательное. Антонимы и синонимы”

Цели занятия: Образовательная. Совершенствовать у учащихся практическое умение использовать слова в речи на материале прилагательных,…


Конспект логопедического занятия в 4 классе по коррекции смешанной дисграфии “Имя прилагательное. Антонимы и синонимы”

Конспект логопедического занятия в 4 классе по коррекции смешанной дисграфии “Имя прилагательное. Антонимы и синонимы”

Цели занятия:

Образовательная. Совершенствовать у учащихся практическое умение использовать слова в речи на материале прилагательных, антонимов и синонимов, в соответствии с их значением.

Развивающая. Пополнить запас слов у учащихся на основе материала о прилагательных

Воспитательная. Воспитать в детях любовь к Родине через грамотное построение собственной речи.

Задачи

1. Содействовать развитию артикуляционной и мелкой моторики у детей;
2. Способствовать развитию умения видеть орфографические ошибки
3. Расширить активный словарный запас прилагательных
4. Сформировать у учеников понимание в необходимости грамотного употребления имен прилагательных, антонимов и синонимов в собственной речи.

План занятия:

1. Организационный момент.

Логопед, здоровается с учениками.

Повторение пройденного материала.

На уроках русского языка вы изучали часть речи, которая отвечает на вопрос какой, какая, какое? Подсказка при синтаксическом разборе: вы эту часть речи подчеркиваете волнистой линией.

Вопрос: Вспомните, пожалуйста, как называется эта часть речи?

Ответ: Эта часть речи называется имя прилагательное

Итак, вы догадались, тема нашего занятия будет звучать: “Имя прилагательное”. Но вместе с ним мы с вами еще вспомним правила употребления в речи антонимов и синонимов.

2.  Развитие артикуляционной и мелкой моторики.

Прежде чем начнем вспоминать имена прилагательные, давайте разомнем наши пальчики, язычок и мимику лица.

a. Артикуляционная гимнастика.

“Хоботок”, “Лягушка” “Маляр”, “Лошадка”, “Часики”

b. Пальчиковая гимнастика

— “Одуванчик”.

3. Познавательное время.

a. Ученики записывают в тетрадях слова существительные под диктовку в столбик:

Красота
Снег
Солнце

Теперь, ребята, рядом с каждым из этих существительных запишите прилагательное, в следующем порядке: сначала в мужском роде, затем в женском роде и среднем роде. Напоминаю, эти слова должны отвечать на слова какой, какая, какое?

Красота – Красивый – Красивая – Красивое
Снег — Снежный – Снежная – Снежное
Солнце – Солнечный – Солнечная — Солнечное

b. А сейчас новое задание, назовите, пожалуйста, прилагательные, характеризующие зиму.

Ученики называют прилагательные и записывают:

Холодный, белый, морозный, снежный, синий, голубой, праздничный, пушистый, скрипучий, обжигающий.

4. Формирование новых знаний.

a. Активизация понятия антонимы

Вопрос: Ребята, давайте вспомним, а что такое антонимы.

Ответ: Это слова с противоположными значениями.

— Ребята, примените антонимы к данным прилагательным: грустный, старый, добрый.

b. Самостоятельная работа.

Спишите, заменив имя прилагательное антонимом.

Задание на доске:

ледяной–
новый –
умный –
трудный –
сильный –
горячий –

Ученики проводят работу самостоятельно, но по мере возникновения вопросов логопед безусловно помогает индивидуально. Взаимопроверка.

ледяной – жаркий, трудный – лёгкий,
новый – старый, сильный – слабый,
умный – глупый, горячий – холодный,

c. Активизация понятия синонимы.

Ребята, а теперь давайте вспомним, а что такое синонимы?

Ответ – это слова, близкие по значению. А также могут характеризовать какой-нибудь предмет или явление с разных сторон.

Ребята, назовите синонимы следующих прилагательных: грустный, гигантский, могучий.

Ребята, но необходимо помнить, что в предложении для уточнения значения синонимы используются в зависимости от смысла предложения.

Задание на доске: (Учащиеся с помощью логопеда определяют значение слова).

Из данных справа слов подобрать синоним к прилагательному “Хороший”, который дается в словосочетаниях:

Хороший мороз. сильный
Хороший поступок. благородный
Хороший парень. добрый
Хороший день. теплый
Хороший сон. Здоровый

5. Физпауза.

Так как мы сегодня на занятии проходим прилагательные, то давайте и в физминутку проведем на основе антонимов. Я буду называть и показывать антоним, а вы, ребята, будете повторять

Высокий – поднимаемся на цыпочки, руки подняты к верху,
Низкий — приседаем, руки обхватывают колени,
Узкий – стоим прямо, руки по швам,
Широкий – в прыжке ноги на ширине плеч, руки разведены в стороны,
Крылатый – имитируем как летают птицы,
Плавательный – имитируем как плаваем в бассейне,
Сухопутный – шагаем на месте,
Морской — кисти рук в замок, делаем волну,
Шумный – хлопаем в ладоши,
Тихий – подносим указательный палец ко рту и говорим “тсссс”

6. Закрепление пройденного материала.

Работа с карточками.

Ученикам необходимо вместо пробелов вставить подходящие по смыслу прилагательные.

Превосходен … лес зимой. … деревья накрыты … хлопьями снега. Все ветки в … инее. … солнышко озаряет верхушки … деревьев.

Выслушиваем пару вариантов нового текста.

– Выбрать из нового текста пары существительное + прилагательное, выделить грамматические признаки (число, род, падеж)

– Проверить, выслушав нескольких учеников.

7. Итог занятия.
— Какие слова обогащают нашу речь?
— Какие слова мы называем антонимами? Синонимами?
— Что вам удалось на уроке? Ревть И., учитель-логопед.