Цель:
1. Пополнение и активизация словаря по темам: “Лес. Деревья”, “Речные рыбы”, “Птицы”, “Дикие животные”;
2. Развитие грамматического строя речи: образование относительных прилагательных, употребление формы существительных единственного и множественного числа в Родительном падеже;
3. Закрепление знаний по теме: “Природа Самарского края”
4. Воспитание бережного отношения к природе родного края
5. Развитие высших психических функций
Ход занятия:
Вход детей в зал под музыку.
Воспитатель: (беседа с детьми)
1. Ребята, вы знаете в какой стране мы все живем?
2. А в каком городе?
3. На какой реке стоит наш любимый город Самара?
Голос из репродуктора: “Внимание, внимание! Жителей города Самара и гостей приглашаем в путешествие по Волге на теплоходе “Дружба”.
Звучит песня “Самара, Самара”, шум воды.
Воспитатель предлагает ребятам занять места в “теплоходе” и совершить путешествие по реке Волге.
Воспитатель: (проводит беседу о реке, рыбах, которые водятся в Волге)
— Каких рыб вы знаете? (дети отвечают предложениями: “Я знаю щуку” (сома, ерша, сазана, карпа)).
Воспитатель рассказывает детям о щуке, её повадках, щука – “санитар рек”.
Игра “Собери рыбку” — детям раздают конверты с разрезанными на 6 частей картинками рыб. Дети собирают свои картинки и называют, кто какую рыбку “поймал”.
Воспитатель: — Посмотрите направо. Что вы увидели? (Лес).
Давайте организуем “зеленую стоянку”, выйдем из “теплохода” и прогуляемся по лесу.
Дети “гуляют”, слышится пение птиц.
Хозяйка леса (учитель – логопед) (детей встречает): — Ой, кто это ко мне в лес пожаловал?
Воспитатель: Хозяюшка леса, мы из детского сада, совершаем круиз по реке Волге. Вот увидели твой лес замечательный, зеленый, решили немного прогуляться.
Хозяйка леса: Ребята, а вы знаете, какие деревья растут в моем лесу?
Я сейчас проверю. Поиграем? Игра “Загадку отгадай, к дереву подбегай”
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту Сосна
Весною зеленела,
Летом загорала,
Осенью надела
Красные кораллы. Рябина
Никто её не пугает,
А она вся дрожит. Осина
Кудри в речку опустила
И о чём-то загрустила,
А о чём она грустит,
Никому не говорит. Ива
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год. Ёлка
Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок —
Ничего, что плод мой мелок. Дуб
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. Липа
Дети отгадывают загадку, называют слово, подходят к картинкам дерева, которое загадали.
Хозяйка леса: В моем лесу много деревьев. Каких деревьев много в моем лесу?
(Много берез, много осин, много лип, много ив, много рябин, много сосен, много елей, много кленов, много дубов)
Хозяйка леса: Если в лесу растет много берез, значит лес какой? (Березовый лес, дубовый, сосновый, осиновый, кленовый, ивовый, рябиновый, еловый)
Знаете ли вы, ребята, какие животные обитают в лесах нашей самарской области? (волки, лисы, барсуки, белки, ежи, кабаны, зайцы, лоси).
Хозяйка леса: Кто еще в лесу живет? (Птицы: соловьи, дятлы, кукушки, совы, трясогузки, жаворонки) А хотите послушать, как они поют?
Звучит фонограмма пения различных лесных птиц.
Хозяйка леса: Пение каких птиц вы слышали? (Я слышал(а) пение соловья, жаворонка, скворца, стук дятла, голос трясогузки, уханье совы, кукование кукушки).
Воспитатель: Знаешь, Хозяюшка, наши дети знают много стихов о птицах. Послушай, пожалуйста. (Дети читают стихи)
Хозяйка леса: Птиц знаете, голоса определяете, молодцы! Сможете определить, какая птица будет лишняя?
Игра “4-й лишний” — дифференциация “зимующие” — “перелетные” птицы (сова, соловей, жаворонок, кукушка и т.д.)
Воспитатель: Послушай, Хозяйка леса, что Паша знает о сове: “Одна сова спасает в год тонну хлеба. Мышь съедает в год килограмм хлеба. А сова за год уничтожает 1000 мышей!”
Хозяйка леса: Ой! Какие же вы молодцы! А теперь я всех “превращу” в птиц – скворцов, и мы поиграем в игру “Летите веселые птицы” (игра – физминутка на развитие координации речи и движения)
Летите, веселые птицы,
Скорей занимайте дома.
Готовы скворечники,
Можно селиться:
Готовы дома – терема!
Дети свободно бегают по залу под музыку, “летают”, поют песенку, когда музыка останавливается — “занимают” домики.
Воспитатель: Хорошо у тебя в лесу, Хозяйка леса, но нам пора двигаться дальше.
Хозяйка леса: Я рада видеть вас у себя в гостях. Мне очень понравилось с вами играть, ребята такие умные, и я хочу вас отблагодарить (корзинка с угощением)
Дети и воспитатель проходят в “теплоход”, проводится беседа о лесе, правилах поведения в лесу:
Воспитатель:
- Для чего нужны леса?
- Как сохранить лес?
- Как нужно вести себя в лесу, что можно, а чего нельзя делать в лесу?
(Нельзя жечь костры, разбрасывать мусор, ломать, рубить ветки, деревья …)
Воспитатель: Посмотрите налево. Видите берег песочный? Давайте организуем стоянку.
- Ребята, можно ли пить воду из реки? (Нет, потому, что она грязная)
- А как можно очистить воду? (Можно использовать фильтры, фильтровать воду, кипятить…)
- Какие фильтры можно использовать для очистки воды?
Воспитатель предлагает провести эксперимент: очистить воду. Воспитатель “набирает” воду из реки, наливает детям в стаканы., Дети, используя различные материалы (вату, бумагу), изготавливают фильтры, экспериментируют – очищают воду, проводят опыты, делают выводы о том, что воду надо фильтровать, кипятить…
Катя читает стихотворение: “Мы друзья природы”
Дети сидят на “поляне” и исполняют песню “Будь природе другом” (муз. Д. Тухманова).Дети возвращаются на “теплоход”, “плывут”, “причаливают” к пристани, где их встречает “ансамбль песни и пляски” (дети ДОУ) с танцем “Ах, Самара – городок”. Астафьева О.В., учитель – логопед, Артемьева О.Н.,воспитатель