Задачи:
1. Развитие моторики органов артикуляционного аппарата, отработка правильной воздушной струи.
2. Постановка звука [С].
3. Развитие фонематического слуха.
Оборудование: сюжетная картинка «велосипедист», схема слогов со звуком [С] для чтения.
Ход занятия
Организационный момент. Сейчас мы будем играть с нашим язычком и губками перед зеркалом.
Комплекс артикуляционной гимнастики:
Упражнение «Подуй на снежинку»
Цель: отработка правильной воздушной струи.
Методические указания: положить кусочек ватки на ладошку, с силой выдыхать воздух через губы, вытянутые вперёд «трубочкой».
Упражнение «Задуй свечку, пусти ветерок»
Цель: отработка правильной воздушной струи.
Методические указания: вытянуть губы вперёд «трубочкой» и с силой подуть по желобку, образовавшемуся посередине языка.
Упражнение «Буратино»
Цель: выработка умения удерживать губы, растянутые в улыбке, укрепление круговой мышцы губ.
Методические указания: растянуть губы в улыбку, удержать улыбку, а про себя сосчитать до десяти.
Упражнение «Почистим зубки»
Упражнение «Язык-силач»
Упражнение «Часики»
2. Сообщение темы занятия.
Сегодня мы будем учиться правильно произносить звук [С]. Для того, чтобы правильно произнести звук [С] нужно улыбнуться, кончик языка упереть в нижние зубы, боковые края языка плотно прижать к верхним боковым зубам; по середине языка идёт сильная холодная струя воздуха (показ).
Посмотри на картинку, у велосипедиста спустились шины, давай попробуем ему помочь накачать их.
а) Упражнение «Насос». Воздух выходит из насоса и свистит [с-с-с-с-с-с-с] (отработка упражнения по подражанию).
б) Теперь мы будем произносить звук [С] длительно и добавлять к нему гласные звуки. Посмотрим, какие же слоги у нас будут получаться.
Словарный материал:
С —— А = СА
С——-О = СО
С——-У = СУ
С——-Ы = СЫ
С——-Э = СЭ
в) Прочитать слоги по схеме: Словарный материал: СА СО СУ СЫ СЭ
3. Физкультминутка
Вышли пальчики гулять,
А вторые догонять,
Третьи пальчики бегом,
А четвёртые пешком.
Пятый пальчик побежал,
Споткнулся и упал.
4.Игра «Закончи слово слогом». Словарный материал:
СА: ЛИ…(СА), КО…(СА), КОЛБА…(СА), КОЛЁ…(СА);
СЫ: У…(СЫ), БУ…(СЫ), ВОЛО…(СЫ), КО…(СЫ), ВЕ…(СЫ).
Игра «Угадай, где живёт звук?». Определи по карточке с окошками и покажи, где живёт звук [С] в начале слова, в середине или в конце.
Словарный материал: сани, маска, овёс, сабля, посуда, колосок, лес, автобус, сапоги, капуста, сундук. (Логопед называет слова, ребёнок определяет позицию звука).
Игра «Съедобное – несъедобное». Я буду называть разные предметы, а ты поднимай руку, если названное слово обозначает съедобный продукт, а если оно содержит в названии звук [С], то поднимай две руки.
Словарный материал: картофель, газета, пряник, эскимо, кефир, рис, масло, салфетка, халва, сестра, стекло, салат, мусор, свекла, капуста, свет, сливы.
5. Итог занятия. Какой звук мы учились правильно произносить? Какие игры и упражнения тебе понравились? Кудряшева Е. А. учитель-логопед, МБОУ СОШ №30 г. Калуги