07.01.2014      993      0
 

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности

Цель: дифференциация звуков [б], [бь] по твёрдости – мягкости. Задачи I.Коррекционно-: уточнить артикуляцию звуков [б], [бь];…


Конспект занятия в группе компенсирующей направленности

Конспект занятия в группе компенсирующей направленности

Цель: дифференциация звуков [б], [бь] по твёрдости – мягкости.

Задачи

I.Коррекционно-:

  • уточнить артикуляцию звуков [б], [бь];
  • закрепить умение характеризовать звуки по акустико-артикуляционным признакам;
  • закрепить чёткое произношение звуков в словах и предложениях;
  • Расширять словарь путём подбора прилагательных для описания предметов.

II. Корреционно-развивающие:

  • развивать фонематическое восприятие, упражняя в дифференциации звуков [б], [бь] по твёрдости – мягкости;
  • развивать связную речь, упражняя в пересказе небольшого текста;
  • развивать внимание, мышлениие, мимику, воображение.

III. Воспитательные: Воспитывать гостеприимство, радушие, доброжелательность.

Оборудование. Звуковые домики (синий и зелёный); модели звуков у каждого ребёнка; индивидуальные зеркала; плоскостные фигурки клоунов; мнемокарточки для пересказа; аудиозапись с весёлой ритмичной музыкой; камешки и вата у каждого ребёнка.

Предварительная работа

1.Словарная работа: цирк, клоуны, гимнасты, балалайка, баян, бубен, барабан, «кудрявая», «стройная» (берёза).

2.Рассматривание картинок по теме «Цирк».

3.Рисование (наклеивание) картинок по теме «Цирк» в индивидуальную тетрадь.

4.Наблюдения в группе и на улице: называние предметов со звуками [б], [бь] в названиях.

Условные обозначения:

  • задания высокого уровня сложности;
  • задания среднего уровня сложности.

Ход занятия.

1. Оргмомент. Психогимнастика. Имитация игры на музыкальных инструментах: балалайке, баяне, бубне, трубе, барабане.

Учитель-логопед:

-Ребята, давайте представим, что мы в цирке. Там выступают клоуны, они смешат детишек. Изобразите их: вот они смеются, вот плачут, а вот удивляются, а ещё мечтают.

Вот вышли гимнасты. Изобразим их: встанем на носочки, потянемся, а теперь нагнёмся, достанем пальчиками пол, присядем, руки вытянем вперёд, попрыгаем через скакалку.

2. Сообщение темы занятия. Появление клоунов Бим и Бом (выставляются плоскостные фигурки клоунов). Определение первых звуков в их именах. Сегодня вместе с клоунами будем изучать звуки [б], [бь].

Дети садятся за столы

3. Уточнение артикуляции звуков. Характеристика звуков по акустико-артикуляционным признакам.

3.1. Работа с зеркалами. Артикуляционные упражнения для губ: «Улыбка», «Хомячок», «Пили, пила!», «Стоп, лошадка!»

3.2. Изолированное произнесение звуков (смыкание – размыкание губ с участием голоса).

3.3. Акустическая характеристика звуков. Звуки [б], [бь] – согласные, звонкие.

-А чем же они отличаются?   Звук [б] – твёрдый, как камень, а звук [бь] – мягкий, как вата (все дети трогают камешки и вату). В каком домике живёт звук [б]? А в каком — звук [бь]?

4. Дифференциация звуков на слух.

Игра «Угостим клоунов» (учитель-логопед произносит слова со звуками [б] и [бь], дети поднимают соответствующие модели звуков).

Словарный материал: бублики, бананы, бисквит, хлебец, колбаса, яблоки, рыба, блины, биточки, батон, бульон.

5. Пальчиковое упражнение «Братцы».

Дети держат кулачки

-Братец, братец, где ты был? (дети показывают большие пальцы)

-С этим братцем в лес ходил, (показывают указательные пальцы)

-С этим братцем щи варил, (показывают средние пальцы)

-С этим братцем кашу ел, (показывают безымянные пальцы)

-С этим братцем песни пел (показывают мизинчики).

6. Звуковой анализ односложных слов.

Учитель-логопед:

-Ребята, давайте доставим нашим клоунам большую радость: составим звуковые схемы их имён. Первому ряду я предлагаю составить схему имени «Бом», а второму ряду – «Бим».

Дети составляют звуковые схемы и объясняют выбор моделей.

-Чем отличается схема слова «Бом» от схемы слова «Бим»?

7. Расширение словаря. Составление предложений по картинкам – схемам.

Учитель-логопед:

-Клоуны хотят, чтобы мы сочинили о них небольшой рассказ. Сочиним? А помогут нам карточки-помощницы. По ним мы будем составлять предложения, а потом объединим получившиеся предложения в рассказ.

1. Где живут Бим и Бом?     (карточка «дом»). Бим и Бом живут в большом доме.

2. Что растёт возле дома?     (карточка «берёза). Возле дома растёт берёза. Какая берёза растёт возле дома?    (высокая, стройная). А можно сказать про берёзу «кудрявая»? Что это значит?  (Листочки на берёзе вьются, как кудри).

Какими словами можно заменить слово «возле»? (у дома, рядом с домом, около дома, перед домом). Как мы можем сказать про дом и берёзу? (Возле дома растёт высокая, стройная, кудрявая берёза).

3. Какие музыкальные инструменты есть у Бима и Бома? (карточки «барабан» и «балалайка»).

На чём любит играть Бом?    (Бом любит играть на барабане).

На чём любит играть Бим?    (Бим любит играть на балалайке).

8. Физкульминутка.

Учитель-логопед:

-Ребята, клоуны приглашают нас потанцевать.

Дети выходят на ковёр. Звучит весёлая ритмичная музыка. Дети свободно танцуют.

9.Объединение предложений в рассказ. Пересказ рассказа детьми (3-4 чел.)

9.1. Образец рассказа (учитель-логопед):

«Бим и Бом живут в большом доме. Возле дома растёт высокая, стройная, кудрявая берёза. У Бима и Бома есть музыкальные инструменты. Бом любит играть на барабане, а Бим – на балалайке».

9.2. Пересказ рассказа детьми. Анализ пересказа другими детьми.

10.Итог занятия.

Учитель – логопед:

-Бим и Бом очень рады, что посетили нашу группу. Они говорят, что вы очень умные и внимательные ребята. А теперь им пора в цирк, ведь их ждут зрители (дети «прощаются» с клоунами; учитель – логопед убирает плоскостные фигурки клоунов). А мы с вами чем занимались на занятии?  Что узнали о звуках [б] и [бь] Оценка деятельности детей. Гладышева И.В. учитель — логопед, МБДОУ детский сад № 17 комбинированного вида г.Лысково, Нижегородская область. У нас в гостях клоуны Бим и Бом.