Программные задачи:
- Вызывание интереса к предметам старинного быта.
- Активизировать словарь по теме «Старинные предметы быта»
- Дифференциация звуков р.р` в словах, предложениях.
- Практическое употребление предлога между.
- Совершенствование навыка звукового анализа.
Активный словарь; старинный, самовар, ведро, горшок, корыто, коромысло, зеркало, прялка, трещотка, ушат, предлог между.
Оборудование: предметы в Горенке, схема предлога между, наборы для звукового анализа, простые карандаши, листочки с заданиями на каждого ребёнка, текст сказки «Федорино горе».
Ход занятия.
1. Оргомент.
Логопед: — Скажите, кто из вас был в Горенке?
-Что вы там видели?
Сообщение темы занятия.
1 часть занятия в Горенке.
Логопед: — Сядет тот, кто назовёт любой старинный предмет. Старинный – древний, сохранившийся с давних времён. Все предметы находящиеся, в Горенке – старинные.»
2. Игра «Угадай предмет» Угаданный предмет показывается.
1). Толстая изогнутая палка с крючками или выемками на концах для ношения вёдер с водой – (коромысло).
2). Гладкая блестящая поверхность, дающая отражение предметов – (зеркало).
3). Предмет из выдолбленного широкого бревна, из железа для стирки белья и других домашних надобностей-(корыто ).
4). Глиняная посуда для варки пищи, для молока, для комнатных растений-(горшок).
5). Посуда с ручкой в виде дужки для жидкостей, для сыпучего. В старину – деревянное, сейчас-металлическое, пластмассовое-(ведро).
6). Металлическая посуда для кипячения воды с краном, в старину с трубой для топки- (самовар).
7). Приспособление для ручного прядения-(прялка).
8). Народный музыкальный инструмент из нанизанных одним концом на две верёвки деревянных дощечек-(трещотка).
9). Глиняная посуда для молока-(кринка).
Логопед: Повторите слова-отгадки. Какие звуки встречаются в отгаданных словах? Назовите слова с Р. Назовите слова с Р`
3. Знакомство с предлогом между.. Показывается схема предлога между.
4. Составление предложений с предлогом между, используя названные предметы. Используется демонстрация сначала логопеда, затем детей.
5. Составление словосочетаний со словом старинный.
Образец: старинные часы.
2 часть занятия проводится в группе.
6. (В группу заранее приносится из Горенки ушат и прячется за ширму).
Логопед: -Давайте вспомнем сказку К. И. Чуковского «Федорино горе. Вы мне подскажите слово из сказки и догадаетесь какой предмет из Горенки спрятан за ширмой.
Зачитывается отрывок из сказки: «Загляника ты в( ушат). Тараканы там кишат.» Уточняется значение слова ушат (небольшая кадка с ушами).
7. Звукавой анализ слова ушат.
8. Подготовка руки к письму. Детям раздаются листочки с заданием: соединить точки в порядке возрастания и заштриховать получившийся предмет. Назвать заштрихованный предмет (старинные предметы из Горенки).
9. Итог занятия. Логопед: — Назовите старинный предмет с Р или Р. Деева Н.А. учитель-логопед, МБДОУ детский сад Малыш.