13.12.2013      623      0
 

Как развивать речь у детей раннего возраста?

Я мама маленького сына. И часто вижу и слышу, что и как мамы (а также папы,…


Как развивать речь у детей раннего возраста?

Как развивать речь у детей раннего возраста?

Я мама маленького сына. И часто вижу и слышу, что и как мамы (а также папы, бабушки и т.д.) говорят своим детям. К моему великому сожалению, далеко не все понимают, как же общаться со своим чадом.  Родители делают ошибки в общении (как с логопедической, так и с психологической точки зрения.). Конечно, особенно грустно наблюдать, как некоторые мамы относятся к развитию речи ребенка. А ведь именно голос матери ребенок слышит  и начинает различать, еще находясь в утробе.

Часто слышу о том, как одна мама жалуется другой на то, что ее ребенок в 2-3 года еще ничего не говорит. А та ей отвечает, мол, не волнуйся и не переживай! Заговорит еще. Вот у моих знакомых так тоже было: не разговаривал до 3,5 лет. Зато сейчас ему уже 5 лет и болтает без умолку. Правда ничего не понятно, что хочет сказать. Но до школы ведь еще время есть, научится.

Я не только мама, но еще и логопед по специальности. И хочу дать рекомендации по развитию речи родителям (в первую очередь мамам, т.к. именно на них ложится львиная доля воспитательного процесса), у которых есть дети в возрасте от 0 до 3 лет.

Мои советы будут полезны не только родителям нормально развивающихся детей, но и особенно родителям детей с отклонениями в развитии, т.к. именно им нельзя упускать столь драгоценное время: от 0 до 3 лет – сензитивный период речевого становления – период наиболее чувствительный к воздействию, будь то воспитание, развитие или коррекция.

Развитие речи ребенка тесно связано с его общим психическим развитием. В большинстве случаев по тому, как ребенок говорит, можно судить, насколько он развит в целом. Занимаясь развитием речи, мы способствуем интеллектуальному развитию. Психолог Н.И. Жинкин писал: “Речь—это канал развития интеллекта… Чем раньше будет усвоен язык, тем легче и полнее будут усваиваться знания”. [4, с.82]. Знания, факты, т. е. информация,— материал мышления. Следовательно, и через этот канал речевое развитие способствует развитию мышления.

Чтобы речь малыша полноценно развивалась, необходимы соответствующие условия. Речь возникает при наличии определенных биологических предпосылок и, прежде всего нормального созревания и функционирования центральной нервной системы. Однако речь является важнейшей социальной функцией, поэтому для ее развития одних биологических предпосылок недостаточно. Потребность в общении формируется в жизненной практике взаимодействия ребенка с окружающими людьми.

Хорошо, если родители занимаются с ребёнком, в частности развитием его речи. Если в раннем детстве коммуникативно-эмоционального воздействия взрослых с ребенком было мало, это влечет за собой нарушение интеллектуально-речевого развития, что получило в науке название синдром госпитализма[3, с.196].

Сейчас моему сыну еще нет года, но слова, которые он произносит всегда к месту, звучат довольно “чисто”. Малыш уже умеет рычать, эмоционально играет, показывает картинки в детских книгах по моей просьбе, понимает инструкции, очень внимательно слушает обращенную речь, сказки, стихи, играет в “Ладушки”, “Ку-ку”. И мы хотим поделиться рекомендациями с другими родителями.