23.09.2013      714      0
 

Как разговаривать с подростком?

Для тех кто никогда близко не общался с подростками, название темы может показаться странным. Зачем…


Как разговаривать с подростком?

Как разговаривать с подростком?

Для тех кто никогда близко не общался с подростками, название темы может показаться странным. Зачем учиться разговаривать с подростками? У них что, свой, особенный язык? Или они требуют какого-то особенного подхода? А что будет если мы не будем учиться с ними разговаривать? Просто прочтите статьи до конца и вы получите ответы на свои вопросы. Тем же, кто постоянно взаимодействует с подростками эта статья будет особенно полезна.

Учимся слушать.

Представьте, что к вам подходит тринадцатилетняя дочь и спрашивает. «Мама, а что такое первая брачная ночь?». Вы открываете рот и в течении пятнадцати минут говорите что вы думаете по этому поводу и по поводу того, чем ваша дочь интересуется в столь юном возрасте. Не дослушав вашу последнюю фразу, дочь разворачивается и уходит. Чувство удовлетворенности от общения не получили ни вы ни она. А могло быть все совсем иначе. Умение слушать является важным условием эффективного общения.

Как мы обычно слушаем в разговоре? Пока один из партнеров говорит, другой, в лучшем случае молча, ожидает перерыва в его речи, и как только тот замолкает, начинает говорить о своих проблемах. В худшем случае он начинает это делать, не дожидаясь перерыва, то есть перебивая партнера.

На самом деле, слушание, это не молчание, это такой процесс, во время которого устанавливаются невидимые связи между людьми, возникает взаимопонимание.

Эффективные виды слушания условно можно разделить на активное, пассивное и эмпатическое (сопереживающее)слушание.

Активное слушание это

  • заинтересованное отношение к собеседнику
  • уточняющие вопросы
  • фразы «Правильно ли я понял, что…?»
  • получение ответа на свой вопрос.

Активное слушание можно использовать в конфликтных ситуациях, когда вам нужно время чтобы успокоиться и не надерзить собеседнику. С подростками активное слушание позволяет снять напряжение, в ситуации, если он ведет себя агрессивно или демонстрирует свое превосходство.

Например:
— Мама, а что такое первая брачная ночь?
— Вопрос неожиданный, а в связи с чем он возник у тебя?
— Сегодня психолог в школе рассказывала….
………………………………………………………….
— Я так понимаю, что ты действительно не знаешь, что такое первая брачная ночь?
— Знаю, но не совсем…

В данной ситуации, у дочери появилась возможность выяснить некоторые тревожащие ее вопросы спокойным образом, а у матери — возможность узнать нечто новое о своем ребенке, и также, наладить мосты для последующего общения.

Пассивное слушание.

Крайне полезно в ситуации, когда одному из партнеров надо выплеснуть эмоции, выговориться.

Важно просто слушать подростка, дать ему понять, что он не один, что вы его слышите, понимаете и готовы его поддержать. Включайте, так называемые «угу-реакции»: «Да-да, угу-угу, конечно!» Когда эмоция собеседника идет на спад, задавайте уточняющие вопросы: «И что он тебе сказал?», или «А вы ему что ответили?» или «А где был Петя в это время?»

Главное в этой ситуации не заразиться эмоциональным состоянием собеседника, тогда ваше слушание будет успешным и вызовет у собеседника (в данном случае у подростка) ощущения благодарности, облегчения и доверия к вам.

Эмпатическое (сопереживающее) слушание.

Для любого человека, рассказывающего о своих проблемах, основным является желание, чтобы его поняли, разделили чувства, переживания, которые он испытывает. Именно в этом и состоит секрет хорошего слушания, такого, которое дает другому человеку облегчение и, как это ни неожиданно, открывает ему новые пути для понимания самого себя. В эмпатическом слушании для Вас главным является не информация, которую сообщает подросток, а его эмоциональное состояние. Правила эмпатического слушания.

  1. Необходимо забыть о своих проблемах, отстроиться от предубеждений и готовых установок и настроиться на слушание.
  2. Отражайте чувства, переживания, эмоции собеседника, покажите что его чувство не только понятно Вами но и принято.
  3. Не объясняйте чувства и мотивы поведения собеседника («Так ты наверно просто завидуешь ему!», «Так ты просто хочешь ему понравиться»)

Используя в общении с подростками эти несложные техники слушания, вы достигните таких результатов, что будете приятно удивлены. А во второй части этой статьи мы поговорим о том, как говорить, чтобы подросток Вас услышал.