Почему же так важно обратить внимание на общение родителей с детьми? Доходят ли слова родителей до сознания ребенка? Слышит ли он родителей и воспринимает ли их обеспокоенность? Известно, что по доминирующему типу восприятия люди делятся на аудиалов, визуалов и кинестетов. В зависимости от того, какой орган восприятия развит в большей степени, человека относят к тому или иному типу. Если информация человеком лучше воспринимается на слух, то мы имеем дело с аудиалом. Такие люди схватывают информацию на лету, инструкции понимают с полуслова.
Если для усвоения информации человеку надо «пощупать», подержать предмет в руках, прикоснуться к нему, то он кинестет. К этому типу людей относятся также и те, для кого важны вкус и запах: они ощущают предмет не целиком, а на молекулярном уровне, разбивая его на составляющие.
Если же человек из тех, кто считает, что лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать, то смело такого человека можно отнести к числу визуалов. Пока не увидят воочию, пока сами не убедятся — не поверят.
Что поделать, так уж сформировался у человека мозг. Возможно, у него уже с рождения были предрасположенности, а возможно, что он сам повлиял на их формирование благодаря вольным или невольным жизненным обстоятельствам. Мы сейчас не обсуждаем тему – что на что больше повлияло: предпочтения и привычки — на обстоятельства или наоборот. Главное то, что в процессе формирования личности ребенка с годами его мозг сформировался.
Совершенно иной подход следует проявить, если мы говорим о ребенке. Его пластичный мозг только еще формируется, и эту особенность должны учитывать учителя в процессе обучения ребенка в школе. Умелый учитель построит урок так, что на нем будет и тематический рассказ, и показ, и получение учеником собственного опыта. Тогда усвоение материала становится прочным, и на него можно будет опираться в дальнейшем при освоении новых тем, и не только профильных, но также и смежных.
Недооценка этой особенности детского мозга чревата приобретением аномалий развития мозга, а это, в свою очередь, непременно скажется не только на результатах обучения, но и на социальных навыках ребенка.
То, как происходит общение родителей с детьми, самым непосредственным образом сказывается на формировании ребенком своего окружения. От этого зависит, насколько успешен будет он в коллективе, будет ли счастлив в семейной жизни, и, в конце-концов, как он будет воспитывать своих собственных детей?
К сожалению, эти опасения далеко не беспочвенны. Исследователи из Великобритании проследили у современных детей тенденцию ослаблениянавыков звукового восприятия и изложения мыслей вслух. Говорить стали меньше, разговаривать, общаться, выражать в речи собственные эмоции и настроение. Этим грешит и семейное воспитание детей.
Ученые связывают это с массовым использованием смартфонов и планшетов. Против прогресса не пойдешь, да и ни к чему это. Но зная особенности развития детского мозга, нельзя допустить перекосов в его развитии.
Что делать? Больше времени проводить с детьми, разговаривать с ними. А ведь дети уходят в молчаливое общение с монитором еще и потому, что мы, взрослые, занятые собой и своими проблемами, разучились их слушать. Время детей невосполнимо!