07.02.2016      1087      0
 

Как научить ребенка запоминать буквы?

Ваш ребенок растет… Не пора ли начать учить читать Необходимое и обязательное условие: ребенок уже…


Как научить ребенка запоминать буквы?

Как научить ребенка запоминать буквы?

Ваш ребенок растет… Не пора ли начать учить читать Необходимое и обязательное условие: ребенок уже произносит звуки родного языка, различает (слышит ) их в потоке речи, умеет решать загадки о звуках речи. (Уместно замечание, что если у ребенка есть недочеты в произношении или в умении различать звуки, то это небольшие недочеты, над устранением которых Вы активно работаете. При этом Вы понимаете, что чем меньше у ребенка этих недочетов, тем быстрее будет двигаться Ваша работа). Требования к устной речи ребенка:

  • чистое звукопроизношение;
  • богатый лексико-грамматический строй;
  • ребенок удерживает в речи слоговую структуру слова;
  • различает : «звук», «слог», «слово», «предложение»;
  • в предложении различает слова, умеет посчитать их количество;
  • может составить сложные предложения (в том числе – сложноподчиненные);

Ребенок охотно учит стихи, может составить связный рассказ, пересказать текст.

Конечно, многое из этих требований выполняется на уровне подсознательном, практическом: ребенок не знает термины, но ориентируется в них прекрасно.

Психические процессы:  восприятие, внимание, память, мышление необходимо развивать, чем лучше они развиты у ребенка, тем активнее он воспринимает материал.

И теперь пришла пора учиться читать. Владение устной речью – это ступень к освоению письменной. Началом знакомства с письменной речью становится возрастающий интерес к буквам. Согласно положению федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, действующего с 1 января 2014года, ребенок, завершающий этап дошкольного образования, «достаточно хорошо владеет устной речью, может использовать речь для … построения речевого высказывания в ситуации общения, … у ребенка складываются предпосылки грамотности».

Убыстряют процесс обучения чтению:

  1. Интерес ребенка к буквам, к новому, к чтению как процессу.
  2. Видимая заинтересованность в его знаниях людей, которые его окружают.

Приступая к обучению чтению мы говорим о буквах (зная, что ребенок понимает разницу между буквой и звуком, гласными и согласными звуками).

Ребенок должен видеть, что его интерес к буквам замечается, поощряется желание ребенка знакомиться с буквами, при этом немаловажно, что ребенок слышит звуки, это поможет начать знакомиться со слогом – различать в нем второй звук.

Учим гласные буквы, не просто их называя, а обращая внимание на артикуляцию. Гласных букв – 10, звуков -6. Лучше сначала обратиться к гласным буквам, выучить их все десять.

Мы читаем слоги, ребенок повторяет этот слог не механически, а понимая, что от каждой буквы зависит прочтение, звучание, и слоги «мо» и «мы» различаются не только зрительно, но и на слух. Читая эти слоги, обращаем внимание на вторую букву – гласную, можно ее отдельно сразу назвать, выделить. Ребенка настраиваем видеть вторую букву, говорить слог в слиянии, на это отводим побольше времени, чтобы ребенок привык говорить слог, а не отдельные буквы.

Для чего нужно ребенку различать гласные звуки и буквы? Чтобы различать мягкость-твердость согласных звуков. Еще раз обращаю внимание, что ребенку должно быть интересно. Можно загадать загадку:

«Черные, кривые,
От рожденья все немые,
Встанут в ряд-
Тотчас заговорят»

Другая загадка о буквах поможет ребенку определиться в отношении к буквам, это загадка:

«Тридцать три родных сестрицы
Писаных красавицы
Мы уже знакомы с ними,
И они нам нравятся!

Приблизить эти «черные, кривые, от рожденья все немые», «писаные красавицы» можно по — разному. Один из способов – постепенное знакомство, второй – сразу назвать буквы: Б –бабушка, Д-дедушка и тд. , при знакомстве с буквами – у них одно неизменяемое место (буквы могут быть некоторое время в одной последовательности), одна интонация (о волке – буква «В»), жест ( вода льется буква «С»), холодно (буква Х).

(Обязательные условия: . Помогает в процессе знакомства с буквами прием «личного соучастия»: свою букву запомнишь сразу, папину, мамину, бабушкину, дедушкину и т д! А еще: маму зовут…, папу …, бабушку …, есть еще одна бабушка, а тут кошка, ее зовут… Вот какой большой мир!)

Прием знакомства: буква Д- домик, Г-гуси: не потому что буквы похожи на домик и гусей, а потому, что слышим первую букву – Г, Д и тд.

Ребенок должен понять, что букву можно назвать по-разному: «Г» можно назвать и Галя, и гитара, и гусеница – нам важен первый звук!

А одинаковая последовательность букв – просто поможет ребенку механически запомнить буквы.

Называть буквы надо коротко: «Б», «Г» и тд, подчеркивая, что это просто «сейчас так называем, а в школе будем называть по-другому». Если хотите, можно учить и алфавит – и петь и называть буквы правильно — для того, чтобы запомнить буквы.

Одно из главнейших условий: ребенок должен воспринимать процесс обучения радостно, с желанием ( –Вы должны преподнести это знакомство, от результатов которого будет зависеть будущее ребенка так, чтобы это желание у Вашего дитя было!) и ребенок воспринимал буквы как «писаные красавицы», а не как — то иначе! Шилкова А.В. Учитель-логопед, МДОУ ЦРР №20 п.Рощино