21.10.2013      648      0
 

Как научить ребенка понимать часы?

Объяснить крохе, что такое время и научить его ориентироваться в нём, вам помогут самые простые…


Как научить ребенка понимать часы?

Как научить ребенка понимать часы?

Объяснить крохе, что такое время и научить его ориентироваться в нём, вам помогут самые простые упражнения. Мы, взрослые, даже не можем себе представить, насколько иначе воспринимают ход времени наши дети.

Хотя они часто слышат фразы вроде «через 3 минуты начнутся мультики» или «10 минут тебе на уборку игрушек, а потом быстро мой руки и к столу», их собственное «дошкольное» время имеет поистине странные особенности — в нём завтра может наступить раньше, чем вчера, а минуты так и норовят подставить подножку, то растягиваясь до невозможного (например, в ожидании любимой телепередачи), то летят стремглав (во время интересной игры). А вы замечали, что на крики друзей из двора «выходи гулять!», ребёнок отвечает не «буду через 5 минут», а «иду!»? Это «иду!» в переводе на язык взрослых могло бы означать «буду как можно скорее, только сначала ещё спрошу разрешения у мамы, обуюсь, поиграю в подъезде с соседским Тузиком и покатаюсь на лифте». Малыши измеряют свою жизнь не минутами или часами, а происходящими событиями, и в их возрасте это совершенно естественно, ведь пока что их время целиком и полностью регламентируют родители. Вот уж действительно, счастливые часов не наблюдают. Однако не стремитесь ради продления этого беззаботного состояния создавать крохе информационный вакуум: во-первых, малыш всё-таки должен рано или поздно стать самостоятельным человеком и научиться самостоятельно распоряжаться своим временем, а во-вторых, совсем скоро начнётся школьная жизнь, а уж там-то ориентироваться во времени придётся обязательно.

Сначала или потом?

Знакомить кроху с понятием времени можно с 2–2,5 лет, поскольку в этом возрасте пониманию ребёнка становятся доступны временные категории прошлого, настоящего и будущего времени — «раньше», «сейчас» и «потом». Для этого достаточно как можно чаще в разговоре с ребёнком использовать эти слова и задавать вопросы с ними. Например, Лена Данилова, специалист по раннему развитию детей, предлагает следующую методику: в течение дня, играя и занимаясь с малышом, нужно все ваши совместные действия комментировать фразами со словами «сначала» и «потом».

В будущем времени —

  • Сначала мы хорошенько умоемся, а потом сядем завтракать;
  • Сначала нужно собрать все игрушки, а потом мы будем обедать;
  • Сначала мы поиграем с кубиками, а потом ты нарисуешь бабушке картинку;
  • Сначала утром мы с тобой поиграем, а вечером пойдём к бабушке в гости.

В прошедшем времени —

  • Сначала мы одели маечку и трусики, а потом кофточку и брючки;
  • Сначала ты совсем не умел ходить, а потом научился быстро бегать;
  • Сначала ты облился супом, потом пришлось переодеваться в чистую одежду.

Можно вместе с крохой нарисовать серию картинок про «историю» дерева, например, такую: «сначала было только маленькое-маленькое зёрнышко (рисуете в альбоме небольшой овал), потом оно попало в почву (дорисовываете рядом с овалом землю) и начало расти (дорисовываете „проклюнувшиеся“ листики), росло оно, росло и стало большим дубом (рисуете великанский развесистый дуб), и у него появились новые зёрнышки — жёлуди (дорисовываете среди густых листьев жёлтые пятнышки желудей), потом они упадут на землю и прорастут в новые деревья. Смотри, какой лес у нас получится!». Героями ваших рисованных сериалов могут быть кошечки, собачки, птички, а если у вас хорошо развит художественный талант, добавьте к ним гончаров, лепящих из глины посуду, пекарей, выпекающих в печи хлеб или других ремесленников, чью работу легко разделить на отдельные этапы. Собирайте ваши рисунки в альбом: сегодня вы их нарисовали, а завтра пусть кроха сам повторит по ним рассказ.

Ещё один прекрасный способ разобраться, что было раньше — попросить кроху придумать для вас сказку.

То ли день, то ли ночь

Одновременно с понятиями «сейчас», «потом» и «раньше» нужно подавать ребёнку знания о времени суток (утро, день, вечер, ночь). Для этого вы можете, например, попросить кроху придумать историю о том, как солнышко проводит свой день (рано утром просыпается и потягивается в уютной постельке, днём гуляет по небу, щекочет детишек лучиками, обедает, вечером танцует и смотрит телевизор, а ночью ложится спать). Подсказывайте малышу жестами и движениями (потягивайтесь, пританцовывайте и т. д.) — так ему будет проще.

Когда и эти новые понятия будут усвоены, займитесь с ребёнком выяснением различий между «вчера» и «завтра». Это не шутка. Очень многие детки знать не знают и в ус не дуют о том, что вчера уже безвозвратно ушло, а завтра наступит только на следующий день. Для них желательно, чтобы это самое «завтра», в которое вы, допустим, обещали организовать поход в зоопарк, наступило после обеда, самое крайнее — до полдника (уж очень хочется поскорее рассмотреть настоящего льва). Но перехитрить время, к сожалению, не удавалось ещё никому, кроме героев фантастических фильмов.

Ориентироваться в том, что было, а что ещё только запланировано на будущее, вам с крохой помогут самые разные календари.

Зачёркивайте каждое утро в настенном календаре по одной клеточке за прошедший день и вспоминайте в это время, какие события вчера произошли или мечтайте о том, что хотели бы сделать завтра. Простейший перекидной календарь, который можно смастерить собственными руками, также придётся весьма кстати: добавляйте к каждому чем-то интересному дню специальные пометочки: так, красной липкой ленточкой украсьте дни рождения всех членов вашей семьи, синей — дни, на которые выпадают занятия в бассейне и т. д.