12.12.2013      1124      0
 

Интегрированное занятие для детей с тяжёлыми нарушениями речи “Домик для друзей”

Цели: развивать диалогическую и монологическую речь; активизировать знание предметной, глагольной лексики и наречийпо теме; ввести…


Интегрированное занятие для детей с тяжёлыми нарушениями речи “Домик для друзей”

Интегрированное занятие для детей с тяжёлыми нарушениями речи “Домик для друзей”

Цели:

  • развивать диалогическую и монологическую речь;
  • активизировать знание предметной, глагольной лексики и наречийпо теме;
  • ввести и закрепить многозначность слова “ключ”;
  • учить употреблять предлоги в предложениях;
  • закрепить употребление сложноподчинённого предложения с союзным словом для того, чтобы…;
  • контролировать правильность восприятия цвета, размера и формы;
  • развивать пространственную ориентацию и конструктивную деятельность;
  • развивать тонкую моторику пальцев рук, моторику крупных частей тела, равновесие и координацию движений, тактильное восприятие; тренировать глазные мышцы;
  • закрепить навык выполнения словесной инструкции;
  • развивать устойчивость и концентрацию внимания, слуховую, зрительную и тактильную память, мыслительные операции анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации, умение делать выводы; развивать смысловую догадку; расширить границы воображения;
  • формировать силу и точность воздушной струи.

Оборудование: мультимедийная установка; экран; презентация к занятию; магнитная доска; мягкие модули; круглые деревянные спилы; бумажные цветы; защитные каски и рукавицы, бейджики; элементы конструктивного планирования на плоскости; “сухой” бассейн с каштанами; игрушечные строительные инструменты; воздушная вертушка; игра “Ключи”; макеты солнца и тучи, синие и жёлтые прищепки; игрушка котёнок, подарочная книга И.Солнышко “Поиграем в строителей”;

Ход занятия.

I. Организационный момент.

Звучит фонограмма песни строителей. Входят дети и воспитатели. Здороваются. Дети в костюмах “проектировщиков” и “строителей”. “Проектировщики” располагаются на стульях слева, “строители” — на стульях справа.

На экране появляется девочка.

— Здравствуйте, дорогие ребята и уважаемые взрослые! Меня зовут Маша. У меня большая и дружная семья. Мы живём в просторном доме. А вот у моих друзей нет дома. Помогите, пожалуйста, спроектировать и построить дом для моих друзей.

I I. Проектирование дома.

1. Развитие тонкой моторики пальцев рук. Соотнесение основных цветов.

Воспитатель: Ребята, от Маши поступил заказ – спроектировать дом необычной конструкции. Составим проект дома. Фундамент должен быть коричневого цвета. Даша, обозначь фундамент полоской коричневого цвета. ( Ребёнок “выкладывает” фундамент на магнитной доске.)

Две высокие стены должны быть зелёного цвета.( Второй ребёнок ставит стены).

Крыша над высокими стенами должна быть красного цвета. ( Ребёнок ставит крышу.)

Низкие стены — жёлтого цвета. (Ребёнок ставит стены.)

Крыша над низкими стенами прямоугольная синего цвета. (Ребёнок выкладывает крышу.)

2. Практическое употребление сложноподчинённого предложения с союзным словом для того, чтобы.

Дидактическое упражнение “Для того, чтобы…”

Воспитатель: Для чего нужен фундамент?

Дети: Фундамент нужен для того, чтобы дом не падал, (не провалился).

Воспитатель: Для чего нужны стены?

Дети: Стены нужны для того, чтобы защитить от холода, мороза, ветра…

Воспитатель: Для чего нужна крыша?

Дети: Крыша нужна для того, чтобы защитить от дождя, снега, солнца.

Воспитатель: Для чего нужны двери?

Дети: Двери нужны для того, чтобы входить и выходить.

Воспитатель: Для чего нужны окна?

Дети: Окна нужны для того, чтобы в доме было светло днём и чтобы можно было посмотреть на улицу.

Воспитатель: Мы молодцы!

Готов в проекте необычный дом.

Строителям его передаём.

III. Строительство дома .

1. Активизация предметной лексики по теме. Развитие двигательной функции крупных частей тела.

Воспитатель: Чтоб построить этот дом,

Мы в строители пойдём.

Спецодежду надеваем

И к работе приступаем.

Ребята, а кто строит дом?

Дети: Дом строят строители.

Воспитатель: Строительных профессий много. О ком я говорю?

Кладёт песок, кладёт цемент

Водою заливает.

Смесь застывает. И в момент

Фундамент получает.

Кто это?

Ребёнок: Бетонщик (получает бейджик).

Воспитатель: Растёт этаж за этажом,

И с каждым часом,

С каждым днём

Всё выше, выше новый дом.

Кто кладёт стены?

Ребёнок: Каменщик (получает бейджик).

Воспитатель: Чтобы в доме было сухо и тепло,

Чтобы снег зимою в дом не занесло,

Чтоб не мокли люди в доме под дождём,

Этот человек покроет дом.

Кто это?

Ребёнок: Кровельщик (получает бейджик).

Воспитатель: Топором, рубанком

Он строгает планки,

Двери, окна и полы –

В каждый дом они нужны.

Кто это?

Ребёнок: Плотник (получает бейджик).

Воспитатель: Стёкла в окна он вставляет,

От непогоды защищает.

Кто это?

Ребёнок: Стекольщик (получает бейджик).

Воспитатель: Стены красил, потолок,

Сделать нам ремонт помог.

Кто это?

Ребёнок: Маляр (получает бейджик).

2. Развитие тактильных ощущений.

Воспитатель: Каждому из вас для работы нужен инструмент. Найдите свой инструмент среди других. (Сухой бассейн с инструментами-игрушками.)

Дети находят свои инструменты.

3. Развитие двигательной функции крупных частей тела. Формирование конструктивной деятельности.

Воспитатель: Бетонщик, какого цвета должен быть фундамент?

Бетонщик: Фундамент должен быть коричневого цвета.

Воспитатель: Приступай к работе. (Ребёнок строит фундамент из мягких модулей.)

Каменщик, какого цвета стены высокой части дома?

Каменщик: Стены высокой части дома красного цвета.

Воспитатель: Построй эту часть дома. Какого цвета стены низкой части дома?

Каменщик: Стены низкой части дома жёлтого цвета.

Воспитатель: Сложи стены.

Кровельщик, какого цвета должна быть крыша высокой части дома? А какой формы?

Кровельщик: Крыша высокой части дома должна быть зелёного цвета, треугольной формы.

Ребёнок ставит крышу.

Воспитатель: Какого цвета должна быть крыша низкой части дома? Какой она формы?

Кровельщик: Крыша низкой части дома синего цвета, прямоугольной формы.

Воспитатель: Молодец! Выполняй.

Плотник, вставь раму и навесь дверь.

(Плотник выполняет задание.)

Воспитатель: Молодец! Стекольщик, застекли окно, пожалуйста!

Стекольщик стеклит окно.

Воспитатель: Спасибо. Маляр, покрась стены дома, пожалуйста.

Маляр берёт валик, лоток с водой и “красит” стены.

4. Развитие силы и точности воздушной струи.

Воспитатель: Чтобы дом скорей подсох, давайте изобразим ветер. Потренируемся на вертушке. (Дети дуют.)

5. Активизация прилагательных.

Воспитатель: Дети, а какой дом у нас получился?

Дети: У нас получился дом красивый, большой, разноцветный, удобный, современный, тёплый, уютный, мягкий, сказочный…

6. Развитие равновесия и координации крупных частей тела.

Воспитатель:

По тропиночке идите,

Только вы не упадите,

И узнайте поскорей

Лучших Машиных друзей.

IV. Развитие устной речи.

1. Развитие смысловой догадки. Многозначность слова.

Логопед (загадка): “Доскажи словечко”:

На двери замок скрипуч,

Для него нам нужен….

Дети: Ключ.

Логопед: (демонстрирует связку ключей): Это ключи. Покажите дверной ключ. (показывают).А как называется этот ключ? (скрипичный и гаечный).

Логопед: Я показываю ключ, а вы его называете.

2. Развитие умения задавать вопросы с опорой на схемы.

Логопед: Дети, чтобы узнать кто живёт в высокой части дома, задавайте вопросы по этим картинкам (опорные парные картинки).

Дети: Это живое или неживое?

Логопед: Может быть живое и неживое.

Дети: Настоящее или сказочное?

Логопед: Бывает настоящим и сказочным.

Дети: Это человек или животное?

Логопед: Это животное.

Дети: Оно большое или маленькое?

Логопед: Оно большое.

Дети: Оно высокое или низкое?

Логопед: Оно высокое.

Дети: У него морда длинная или короткая?

Логопед: У него морда длинная, с огромной пастью и острыми зубами.

Дети: У него уши большие или маленькие?

Логопед: Уши у него маленькие, незаметные.

Дети: Какого он цвета?

Логопед: Он зелёный.

Дети: Это крокодил.

( На экране открывается дверь высокой части дома, появляется крокодил Гена.).

3. Составление описательного рассказа с опорой на схемы.

Логопед: Дети, а вы догадались для кого низкая часть дома?

Дети: Для Чебурашки.

Логопед: Чебурашка появится в окне, если вы расскажите о нём по картинкам.

Дети: Чебурашка неживой, сказочный, животное, маленький, низкий; морда у него короткая, плоская; уши большие круглые; он коричневый, брюшко и мордочка жёлтые.

( На экране в нижней части дома появляется Чебурашка.).

4. Гимнастика для глаз.

Логопед: Ребята, за то, что вы так хорошо рассказали о Чебурашке, он дарит вам свою песенку. Следите за предметами на экране.

5. Практическое употребление предложных предложений.

Логопед: Крокодил Гена и Чебурашка пригласили ландшафтного дизайнера и он обустроил территорию вокруг дома. Ребята, а кого по обычаю первым впускают в новый дом?

Дети: Кошку.

Логопед: Подарим друзьям котёнка.( Логопед подносит к экрану игрушечного котёнка; он появляется на экране.)

Логопед: Где лежит котёнок?

Дети: Котёнок лежит под деревом (на траве).

Логопед: Где сидит котёнок?

Дети: Котёнок сидит на скамейке.

Логопед: Где спрятался котёнок?

Дети: Котёнок спрятался за домом.

Логопед: Где котёнок?

Дети: Котёнок в доме (в окне).

Логопед: Откуда выглядывает котёнок?

Дети: Котёнок выглядывает из окна.

Логопед: Куда прибежал котёнок?

Дети: Котёнок прибежал к клумбе.

Логопед: Где лежит котёнок?

Дети: Котёнок лежит около клумбы (возле, рядом с…).

V. Итог.

1. Рефлексия.

Логопед: Дети, если вам понравилось строить дом — возьмите жёлтые прищепки. Они будут лучами солнца. А если не понравилось – синие, и тогда они станут каплями дождя из тучи.

(Дети выбирают прищепки.).

Я рада, что вы оказались добрыми и трудолюбивыми детьми. А с каким настроением вы строили домик для друзей? Сейчас мы это узнаем. Подарите солнышку лучики. Скажите, как вы строили дом? (Дети крепят прищепки к солнечному диску из картона и отвечают на вопрос как.).

Дети: Мы его строили дружно, ловко, радостно, весело, интересно, легко, задорно, умело, красиво, быстро…(Над домиком появилось солнце с лучами.).

2. Оценка деятельности детей.

На экране появляется девочка: “Ребята! Какие вы молодцы! Вам понравилось делать добрые дела? Спасибо вам от меня и моих друзей. Примите в подарок книгу Ирины Солнышко “Поиграем в строителей”.”. Логопед передаёт книгу детям. Снова звучит песенка строителей. Дети покидают зал. Карнаухова А.Ф., учитель-логопед, Рункова Ю И., воспитатель, Межакова О.В., воспитатель, МБДОУ д/с комбинированного вида №68 г. Белгород.