Занятие с группой учащихся 2 класса, имеющих речевое заключение «нарушение письменной речи, обусловленное фонетико-фонематическим недоразвитием речи».
Тема: Дифференциация парных согласных звуков и букв Г и К. Лексическая тема «Цветы».
Цель: Совершенствование навыков фонематического восприятия и слуха.
Задачи:
- Учить различать сходные по акустическим признакам звуки – парные согласные Г и К в словах и предложениях; закрепить у детей навык давать характеристику звукам; совершенствовать звуковой анализ слов. Закреплять орфограмму «правописание парных согласных на конце и в середине слова», учить подбирать проверочные слова.
- Воспитывать у детей умение целенаправленно работать по инструкции педагога и по заданному алгоритму. Совершенствовать культуру развёрнутых, обоснованных ответов.
- Коррекция слухового восприятия, целенаправленности деятельности и таких процессов внимания как концентрация и переключение.
Оборудование: зеркала, тетради, ручки, карандаши, картина с предметами на звуки Г и К, вырезанные элементы письменных букв Г и К, алгоритм характеристики звуков, карточки с текстом стихотворения, карточки с названиями цветов пао количеству учеников.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
-Какое сегодня число, месяц? Какое время года? Какое время года настанет после зимы? Хоть зима и весёлое время года, все мы немного от неё устали и сегодня представим себе тёплое ласковое лето и побываем у него в гостях. А В какой сказке времена года меняются местами?(«12 месяцев»)
-Давайте вспомним волшебные слова братьев месяцев.
-Что такое подснежник? Почему этот цветок так назвали?
-Назовите последний звук в этом слове.
Работа с зеркалами.
2. Работа на уровне звуков.
А) Дать характеристику звука по алгоритму(логопед записывает характеристику звуков на доске).
— В чём сходство звуков Г и К ? (похожая артикуляция – поэтому они парные) И в чём их различие? (один звонкий, а другой глухой). Тактильный способ проверки глухости и звонкости звуков.
Б) Упражнение на развитие фонематического восприятия.
-Вот сколько на К я умею назвать:
Кастрюля, кофейник, коробка,
— Ой, хватит! И буква ведь может устать!
А вот что на Г ты сумеешь назвать?
Дети называют слова на звук Г. Найдите на картине как можно больше слов со звуком Г. Звуки мы слышим и произносим. А с помощью чего мы записываем их? (с помощью букв)
2. Работа на уровне буквы. Письменные и печатные буквы. Заглавные и строчные. (на доске изображения букв)
-Где используем заглавные буквы. Приведите пример.(назвать имя, город, отчество или кличку животного).
А буквы Г и К имеют сходство или нет?
А)выложите из элементов письменные буквы
Б)запишите печатные и письменные буквы, звуки, которые они обозначают и характеристику звуков
Б) в контурах предметов пропишите заглавную и строчную буквы.
2. Краткий диктант.
-Я произношу слова, а вы запишите только буквы Г или К.
Физминутка .
3. Работа с карточками. Прочитайте стихотворение, вставьте нужные буквы Г и К.
Курочка в серёжках,
Петушок в сапожках,
Утка в юбке,
Гусь в полушубке,
Коза в сарафане,
А козёл в кафтане,
Корова в рогожке-
Нет её дороже!
4. Работа на уровне слова. «Составьте два букета». Запишите цветы в два столбика.
Слова на карточках: гладиолус, георгин, гвоздика, гиацинт, магнолия, колокольчик, кактус, кувшинка, мак, ромашка, ноготки.
5. Работа со словосочетанием.
Игра«Магазин цветов».
-Вы – продавец цветов. Похвалите свои цветы так, чтобы их хорошо покупали. (дети подбирают слова-признаки для описания цветов: красивые,свежие, душистые, прекрасные и др.)
-Составьте и запишите словосочетания сущ.+прил.(один ребёнок работает у доски).
6. Итог занятия. –Какие звуки и буквы мы с вами различали? Что нового узнали? Хадаханова Татьяна Сократовна учитель-логопед, МБОУ г. Иркутска средняя общеобразовательная школа № 21