Цели:
- повторить изученное об ударении; познакомить с сочетанием –оро;
- повторить знания о буквах и звуках, о делении слов на слоги;
- воспитывать любовь к русскому языку; повторить правописание словарных слов;
- работать над развитием связной речи детей.
Оборудование:
- картинки с животными,
- листочки с текстами,
- карточки со словами-омографами,
- таблица, красные,
- зелёные и жёлтые фишки,
- карточки с вопросами Почемучки,
- мягкая игрушка – кот.
Ход занятия
1. Организационный момент.
На доске картинки животных.
К нам в гости пришёл Почемучка. Он приготовил нам свои вопросы.
- вопрос. — Назовите животных, в названии которых букв больше, чем звуков. (Лось, конь, олень, медведь.) Почему?
- вопрос. — Назовите животных, в названии которых букв и звуков поровну. (Игра “Четвёртый лишний”.) Почему?
- вопрос. — Назовите животных, в названии которых букв меньше, чем звуков. (Ёжик, ёрш, ящерица, ягуар. Почему? (Буква ё состоит из звуков j,о.)
- вопрос. — На какой вопрос отвечают названия этих животных? (Кто.) Почему? (Одушевлённые.)
- вопрос. — К какой части речи относятся? (К существительным.) Почему?
Дети оценивают себя фишками.
2. Работа над ударением.
Вопросы Почемучки.
- Сколько слогов в словах: конь? тигр? лев? Почему?
- Какой гласный звук в слове конь? тигр? лев?
- Ударение ставится в словах, в которых один слог?
- В каком случае ещё ударение не ставится? (Если ударная буква ё.)
- Назовите животных, в названии которых два слога. (Заяц, кошка, медведь, овца, лиса, баран.)
- Объясните, почему в этих словах два слога?
- Послушайте загадки Почемучки и скажите, сколько слогов в отгадке.
Загадки Почемучки
Зверька узнаем мы с тобой Кто в беретке ярко-красной, По двум таким приметам: В чёрной курточке атласной? Он в шубе серенькой зимой, На меня он не глядит, А в рыжей шубке летом. Всё стучит, стучит, стучит. (Бел-ка) (Дя-тел) Трав копытами касаясь, Сер, но не волк. Ходит по лесу красавец; Длинноух, да не заяц. Ходит смело и легко, С копытами, да не лошадь. Рога раскинув широко. (О-сёл) (О-лень)
Вопросы Почемучки к отгадкам.
- Какой ударный слог?
- Назовите первый гласный звук.
- Назовите второй гласный звук.
- Запишите названия этих животных, деля слова на слоги и ставя ударение.
- В слове осёл будем ставить ударение? Почему?
- Назовите животных, в названии которых три слога. (Муравей, носорог, бегемот, курица.)
- Почему в этих словах три слога?
- Послушайте загадки Почемучки и скажите, сколько слогов в отгадках.
Загадки Почемучки
Маленький мальчишка Шевелились у цветка В сером армячишке Все четыре лепестка. По дворам шныряет, Я сорвать его хотел, Крохи собирает. Он вспорхнул и улетел. (Во-ро-бей) (Ба-боч-ка) Сама пёстрая, ест зелёное, Гладишь – ласкается, Даёт белое. Дразнишь – кусается. (Ко-ро-ва) (Со-ба-ка)
Вопросы Почемучки.
- Что вы можете сказать о словах воробей, сорока, ворона, корова?
- Что у них общее?
На доске сочетание -оро- .
- Назовите в слове собака гласные звуки.
- Назовите ударный слог.
- На какой гласный звук падает ударение?
- Запишите по слогам любые три названия животных, в названии которых три слога. Поставьте ударение.
Один ученик у доски.
Проверка.
Дети оценивают себя фишками.
- Составьте предложение, в котором есть название любого животного, состоящего из одного слога. (Устно.)
- Составьте предложение, в котором есть название любого животного, состоящего из двух слогов. (Устно.)
- Назовите в слове ударный слог.
- Составьте предложение, в котором есть название любого животного, состоящего из трёх слогов. (Устно.)
- А каких вы знаете животных, в названии которых четыре слога?
На доске картинки-подсказки: черепаха, поросёнок, жаворонок, гусеница, куропатка, обезьяна, гиппопотам.
- Составьте предложение с одним из названных животных.
- Запишите своё предложение, а название животного подчеркните.
Дети оценивают себя фишками.
3. Физкультминутка
Мы тоже можем так. Смотри скорей, который час, Тик-так, тик-так, тик-так. Налево раз! Направо раз! Мы тоже можем так. Чтоб стать похожим на орла И запугать собак, Петух расправил два крыла… Мы тоже можем так. Пастух в лесу трубит в рожок – Пугается русак. Сейчас он сделает прыжок… Мы тоже можем так. Идёт медведь, шумит в кустах, Спускается в овраг… На двух ногах, на двух руках. Мы тоже можем так. Конь через мост идёт шажком… Мы тоже можем так. Теперь пора и отдохнуть, Устали как-никак. — Покажите, как ходит медведь. — А как прыгает зайчик? — А как крадётся лиса? 3. Работа над развитием речи.
Учитель-логопед раздаёт детям листочки от Почемучки.
Волк лукавая Рыбка волнистый Лиса косолапый Медведь серый Ёжик золотая Попугай колючий |
Составьте словосочетания, используя слова из двух столбиков. Слова надо соединять стрелочкой.
4. Работа над омографами. На доске карточка со словами:
Стоит – стоит |
Вопросы Почемучки.
- В первом слове поставьте ударение на первый слог.
- Какое значение имеет слово?
- Во втором слове поставьте ударение на второй слог.
- Какое значение имеет слово?
- Может ли от места ударения зависеть смысл слова?
- Давайте убедимся в этом ещё раз.
На каждой парте лежат листочки со следующими текстами от Почемучки.
В ведёрко руку окуни, Не бойся: это окуни. |
Косит косец,А зайчишка косит.Трусит трусишка,А ослик трусит. |
На двери замкаНет замка.Живёт щегол здесь –Первый щёголь. |
Дети в парах быстро расставляют ударение в словах-омографах. Объясняют значение слов. Учитель-логопед помогает ученикам.
Окуни – опусти руки в воду;
Окуни – пресноводная рыба;
Косит – срезает траву косой или косилкой;
Косит – имеет косые глаза;
Трусит – боится, испытывает страх;
Трусит – бежит мелкой рысью;
Замок – дворец, крепость;
Замок – приспособление для запирания чего-нибудь ключом;
Щегол – певчая птичка из отряда воробьиных;
Щёголь – любящий наряжаться, нарядно одетый.
Запишите эти слова в тетрадь.
Учитель-логопед пишет на доске с комментированием:
Окуни – окуни, косит – косит, трусит – трусит, замка – замка, щегол – щёголь.
Дети оценивают себя фишками.
5. Работа над развитием связной речи. Ребята, к нам в гости пришёл котёнок Барсик. Давайте с помощью таблицы составим о нём рассказ.
Дети рассказывают о Барсике, учитель-логопед оценивает их фишками.
Теперь послушайте рассказ Почемучки.
Учитель-логопед сам рассказывает о Барсике.
6. Итог занятия.