14.12.2013      713      0
 

Занятия по теме «Дикие животные», «Охотничья территория.»

Логопед делит группу заикающихся дошкольников на 2-3 команды приблизительно по 4 человека, стараясь сделать так,…


Занятия по теме "Дикие животные", "Охотничья территория."

Занятия по теме «Дикие животные», «Охотничья территория.»

Логопед делит группу заикающихся дошкольников на 2-3 команды приблизительно по 4 человека, стараясь сделать так, чтобы команды получились «равносильными». Каждая команда выбирает себе капитана.  Затем специалист обращается к материалу предыдущего занятия по развитию речи, на котором детям было рассказано об охотничьих территориях, выбираемых и охраняемых хищниками. Логопед напоминает детям, что для проживания 1 хищника или 1 семьи хищников необходимо наличие на территории большого числа травоядных животных. Затем он знакомит детей с материалами, которые те могут использовать для создания своих охотничьих территорий. Пространство на ковре, где будут моделироваться территории, уже организовано посредством реки из бумаги. Логопед напоминает детям, что на участке хищника должна быть вода. Он отводит для каждой команды место, которое дети должны «превратить» в охотничью территорию. Затем для каждой команды выбирается свой хищник (фигурка или фигурки ЛЕГО). Задача для команд — смоделировать охотничью территорию и рассказать о своей работе, используя специальный жест и приемы для воспроизведения звучной, плавной речи.

  • команда 1 — капитан Нина А.- хищник медведица с медвежатами;
  • команда 2 — капитан Яша Ю.— хищники волки (сделаны из ЛЕГО);
  • команда 3 — капитан Гриша Л — хищник тигр.

Дети активно включаются в игру. Общаясь в процессе работы, они договариваются кто и чем будет заниматься. Сразу же выделяются генераторы идей, исполнители, критики, организаторы, настоящие лидеры. Однако в данном случае капитаны были выбраны детьми очень удачно. Особенно удивил нас Яша Ю. (тяжелая степень проявления заикания до поступления в группу). Этот мальчик при приеме в группу общался только через маму, ходил ссутулившись и очень боялся сделать или сказать что-то не так. Яша в роли капитана общался со своей командой очень рассудительно и был внимателен к каждому из своей подгруппы. Дети охотно выполняли его указания, вносили свои предложения, и вскоре их «территория» была готова. Нина А. встретила оппозицию в лице Юли К., которая хотела все делать по-своему, но Нина видела, что Юля делает вещи, на ее взгляд, ненужные. Она подошла к Юле и начала с ней спорить приблизительно следующим образом: «Ну что ты делаешь! У медведей должна быть берлога! Вот так ( она смастерила нечто похожее на берлогу и поставила туда медведицу и медвежат) «. Но Юля ответила, что ей хочется, чтобы медведи гуляли. «Хорошо, но берлога у них все равно будет», — ответила Нина и напомнила, что она капитан. Поведение Юли ее несколько расстроило, и она с большим усердием начала командовать 2-мя оставшимися исполнителями.( Девочка полностью взяла на себя функции лидера, организатора и генератора идей). Если двое других капитанов почти не обращали внимания на гостей, то третий капитан Гриша Л. очень старался им понравиться. Не сговариваясь, ребята из его команды даже расположились так, чтобы зрителям было видно, что и как они делают. Гриша, как и Яша, тоже советовался с детьми, но в отличие от Яши, он сам спрашивал совета и выбирал самый подходящий вариант.

Когда территории были созданы, логопед просит капитанов рассказать о том, что они смоделировали и почему так, а не иначе. Дети, используя вспомогательный жест (применялся в течение всей игры), рассказывают. Вот, например, что рассказывает Нина: «У нас были медведи, медведица и медвежата. Вот тут у них берлога. А здесь река. Они ходят сюда ловить рыбу. А еще на нашей территории живут олени. Вот они. Это желтые фигурки (секции ЛЕГО).» Когда капитан заканчивал свое описание территории, логопед просила членов данной команды описать конкретно то, что сделали они. Затем по итогам игры выбиралась наиболее успешная команда, т.е. такая команда, которая быстро справилась с моделированием территории и сумела внятно описать результаты своего труда.

Анализируя результаты занятия, мы должны отметить спокойное поведение детей, несмотря на присутствие около трех десятков зрителей, при абсолютной спонтанности игры. (Игра проводилась во время закрепительного этапа занятий без всякой репетиции.) Это свидетельствовало о том, что дети уже привыкли общаться при посторонних, и повысили свою стрессовоустойчивость. Они говорили плавно, свободно и естественно, исключая момент сопровождения речи жестом. Обсуждение этой игры с детьми проводилось на другом занятии, а на описанном занятии действие закончилось формулированием выводов по теме «Охотничья территория» по стандартным вопросам, заданным логопедом каждой команде, похвалой гостей и свободной беседой гостей и заикающихся дошкольников.

Итак, данная игра является коммандной конструктивно-творческой игрой с элементами психокоррекции. Дидактической задачей является закрепление знаний об экосистеме и развитие пространственных представлений. Коррекционными задачами являются а) функциональная тренировка диалогической и монологической форм речи, б) развитие мелкой моторики рук. Психокоррекционные задачи — это А) повышение стрессоустойчивости личности ребенка, б) создание особого психического состояния, соответствующего процессу творчества, и в) использование в процессе естественной коммуникации психотерапевтического потенциала подгрупп для раскрытия и проявления потенциальных особенностей коммуникативного поведения ребенка и его способностей.

Данный прием способствовал выявлению и реализации таких, например, способностей, как лидерские, организаторские, исполнительские, творческие, обеспечивал организацию естественной коммуникации детей, коррекции личности детей через общение, развивал мелкую моторику рук. Приемы игровой психотерапии тесно переплетались с функциональными тренировками речи. Такая работа с заикающимися детьми имела своей целью научить их разрешать сложные ситуации, не теряться в условиях фрустрирующей ситуации и сохранять плавную, красивую речь с приемами.

Итак, мы рассмотрели пример направленной логопсихокоррекционной игры на базе конструктора ЛЕГО. Теперь познакомимся с вариантом клиент-центрированной недирективной игры, при которой ребенок все же соблюдает речевой режим.

Сережа М. Пришел в группу с диагнозом ЗАИКАНИЕ из семьи со значительным нарушением общения: деспотичный отец мальчика был абсолютно чужд всяким проявлениям демократичности и подавлял ребенка. Работа велась как с семьей Сережи, так и с его отцом в отдельности. Учитывая обстоятельства, с мальчиком были проведены несколько индивидуальных игр. Вот описание одной из них.

Сережа сидит на полу и раскладывает фигурки ЛЕГО. На мои вопросы он отвечает, что это семья: папа, мама, дочка (фигурка мальчика) и маленький. Надо заметить, что сиблингов, то есть братьев и сестер у ребенка нет, но он очень хотел бы их иметь. Потом Мальчик говорит, что девочка привела собаку, а отец выгнал эту собаку, а девочку побил. Затем глаза мальчика вспыхивают огнем: «А его за это в тюрьму посадили!» Я не сдерживаюся и спрашиваю: «Как ты думаешь всем остальным без папы лучше будет?» Он отвечает: «Они собаку заведут, а папе письма будут писать.»

После занятия мальчик стал спокойнее, речь его сделалась почти совсем плавной. Ребенок «отыграл» свой страх, возможно, в первый раз пережил психическое состояние удовлетворенности от разрешения конфликта, который раньше приводил только к стрессу и фрустрации. Также он провел функциональную тренировку речи в стрессовой ситуации. Вот вам и «реализация нереализуемого»! Другими словами, мальчик отомстил отцу доступными средствами, «отработал» свой страх перед ним.

Подводя итог статье, можно отметить, что поскольку логопсихотерапевтический подход пока отражен в работах, ориентированных только на реабилитацию взрослых заикающихся, в известных методиках не представлены варианты логопсихокоррекционных игр, учитывающих необходимость развития мелкой моторики посредством использования игрушек, конструктора или других подобных средств, данный вид работы (с использованием конструктора ЛЕГО) является абсолютно новым в отечественной практике.

Мы использовали на занятиях ряд наборов, таких как: «Семья», «Дом», «Аэропорт», «Зоопарк», «Люди города» (профессии) и другие. Такое разнообразие наборов позволяет не только проводить логопсихокоррекционную работу, но и параллельно работать над развитием речи. Например, при использовании набора «Аэропорт» можно знакомить детей с видами воздушного транспорта и устройством аэропорта и одновременно отрабатывать коммуникативные навыки и речевые приемы, создавая игру-драматизацию, где дети играют определенные роли, используя специальных кукол из этого и других наборов.

Варианты предложенных разработок, на мой взгляд, могли бы с успехом применяться в процессе реабилитации и развития заикающихся детей других возрастных групп, а также подростков и детей, страдающих некоторыми прочими видами патологии, в том числе и речевой. Даже вполне благополучный ребенок с радостью приобщиться к развивающей игре, позволяющей эмоционально разрядиться и способствующей формированию «саногенных психоческих состояний». Использование конструктора ЛЕГО в целях психокоррекции и логопсихокоррекции в частности — это еще один шаг к сохранению психического здоровья подрастающего поколения. Хочется верить, что не только логопеды, но и специалисты в других областях дефектологии, а также воспитатели, психологи, учителя начальных классов и даже родители смогут использовать идеи и приемы, предложенные в этой работе для решения задач образования и воспитания, психокоррекции и диагностики.