21.10.2013      807      0
 

Воспитание ребёнка в 4–6 месяцев жизни

Зрительное и слуховое восприятие ребёнка этого возраста более совершенно, чем раньше. Он следит за окружающим, различает и узнаёт знакомые…


Воспитание ребёнка в 4–6 месяцев жизни

Воспитание ребёнка в 4–6 месяцев жизни

Зрительное и слуховое восприятие ребёнка этого возраста более совершенно, чем раньше. Он следит за окружающим, различает и узнаёт знакомые предметы, проявляет к ним интерес, стремится их достать. Поэтому детям следует давать более разнообразные игрушки (различной формы, окраски и величины).

В возрасте 3,5 месяцев ребёнок поворачивает головку в сторону источника звука, узнаёт знакомые голоса и радуется им. А к 5–6 месяцам малыш под звуки ритмичных мелодий уже оживлённо двигается, похлопывает ладошками, двигает ножками.

Совершенствуется и эмоциональное восприятие. 4–5 месячные дети улыбаются. На 6 месяце жизни они уже громко смеются, избирательно относятся к окружающим — при виде знакомых радуются, незнакомых пугаются. При появлении родителей дети сосредотачиваются, улыбаются и смеются, энергично двигаются. Они начинают реагировать на речь. Её понимание развивается благодаря «беседам» взрослых с ребёнком. Эти «беседы» очень важны. Причём ваша речь должна быть богата интонациями. Старайтесь разговаривать с малышом при любой возможности. Например, перед едой: «Маша, сейчас будем есть», во время переодевания: «Маша, дай ручку, наденем маечку» и т.п. Речь желательно строить короткими фразами, выделяя интонацией наиболее важные по содержанию слова.

У детей 6–7 месячного возраста положительные эмоции чаще возникают во время игр. Поэтому старайтесь всячески их поощрять — выделить место, подобрать соответствующие игрушки, самим активно принимать участие.

С 3 месяца жизни развиваются голосовые реакции, которые способствуют формированию речи. В 3–4 месячном возрасте дети произносят гортанные звуки, в 4–5 месяцев — гулят. В возрасте 6 месяцев начинают произносить отдельные слоги: «ба», «ма», «да», которые в будущем станут основой первых слов. Это происходит в результате развития способности к подражанию. Малыш прислушивается к собственным звукам, часто и подолгу повторяет их. Но легче он повторяет те звуки, которым его обучают взрослые.

В это же время идёт «отработка» основных движений. Ребёнок учится направлять руки точно к понравившемуся предмету, брать и ощупывать его. Взять игрушку из рук взрослого у малыша получается в возрасте 4–4,5 месяцев. Поначалу бывают неудачи: ручонки смыкаются, а игрушка «не берётся». Но постепенно, к 5 месяцу жизни, дети начинают уверенно направлять руки к игрушкам и брать их сначала обеими руками, а затем одной. Полугодовалые дети уже удерживают по игрушке в каждой руке. Всё это имеет большое значение. Научившись играть, дети тянутся к игрушкам, чтобы взять их, меняют позу, положение, овладевают новыми движениями.

Совершенствуется и умение ребёнка лежать на животе. К 5 месяцу он может высоко поднимать верхнюю половину туловища, опираясь на выпрямленные руки. Из такого положения ему намного легче и интереснее наблюдать за окружающим. В 6 месяцев дети становятся на четвереньки, опираясь при этом на ладони и колени. Эта поза подготавливает их к ползанию. Тренирует их перед ползанием и переворачивание, которым ребёнок полностью овладевает к 6 месяцу жизни (он переворачивается со спины на живот и обратно). Первые попытки перевернуться на живот возникают у ребёнка к 4 месяцам. Поначалу он поворачивается на бок, а затем — на живот. Наибольшего эффекта это движение достигает в том случае, если дети уже научились удерживать игрушки. Именно любопытство и желание схватить игрушку побуждает малыша перевернуться и взять её. Всё это хорошо укрепляет мускулатуру ног и рук, грудной клетки, брюшного пресса.

Первые попытки доползти до предмета бывают неудачными, вместо продвижения вперёд «почему-то ползётся» назад. Но постепенно, к 7 месяцу жизни, дети начинают свободно ползать. Многие родители ошибаются, думая, что ребёнок сначала должен научиться самостоятельно сидеть, а затем уже ползать. Наблюдения показывают, что дети, научившиеся сидеть раньше, чем ползать, бывают беспомощными. В положении на животе они плачут либо лежат совсем безучастно, с опущенной головкой и без стремления к движению.

Не следует обкладывать подушками ни тех детей, которые уже научились сидеть, ни тех, которые сидеть ещё не умеют. В таком положении ребёнок вынужденно пребывает в пассивном состоянии, без движений. Это отрицательно сказывается как на физическом, так и на психическом развитии.

Основными задачами воспитания детей этого возрастного периода являются:

  • Организация режима дня, в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями;
  • Развитие зрительного и слухового восприятия;
  • Развитие голосовых реакций;
  • Развитие движений рук (умения брать и удерживать игрушки) и движений, которые в дальнейшем потребуются при ползании.