21.10.2013      891      0
 

Воспитание ребёнка в 10–12 месяцев жизни

Дети в возрасте 9–10 месяцев понимают большое количество слов, различают интонацию, с которой с ними говорят, реагируют на слово «нельзя»….


Воспитание ребёнка в 10–12 месяцев жизни

Воспитание ребёнка в 10–12 месяцев жизни

Дети в возрасте 9–10 месяцев понимают большое количество слов, различают интонацию, с которой с ними говорят, реагируют на слово «нельзя». Они издают разнообразные звуки. За пониманием речи взрослого следуют первые осмысленные слова: «мама», «папа», «баба», «дядя», «дай» и др.

К году ребёнок произносит уже около 10 таких слов. Вместе с жестами и мимикой это помогает общению с окружающими. А дальнейшее совершенствование речи зависит только от взрослых.

Речь — сложный процесс, требующий мышечной, психической и эмоциональной согласованности, что для маленького ребёнка трудно. Здесь важная роль принадлежит окружающим. Они должны поддерживать звуковую активность ребёнка, постоянно разговаривая с ним с самого рождения.

Стоит ли чрезмерно радоваться, если ваш малыш начинает очень рано говорить? Нет, как и не надо огорчаться, если он не знает ещё многих слов и в этом отстаёт от своих сверстников. Существуют возрастные различия, когда дети начинают говорить и когда они свободно владеют речью. Например, к концу 1 года жизни ребёнок понимает только самую простую речь, обращённую к нему, и может произнести около 10–15 осмысленных слов. К 2 годам его словарный запас становится богаче и он овладевает несложными фразами.

Легче всего дети овладевают звуками в момент заинтересованности. Во время игр с ребёнком показывайте и озвучивайте игрушки (собаку, кошку, корову). Для развития слухового восприятия как можно больше разговаривайте вблизи от ребёнка, у его кроватки, манежа. Учите малыша разыскивать невидимый источник звука. Для этого можно «прятаться» от него, использовать звучащие предметы, игрушки.

С 6–7 месячного возраста нужно вызывать подражание малыша слогам. Обращаясь к ребёнку, надо находиться в поле его зрения. Это повышает активность и внимание: он следит за говорящим, шевелит губами, как бы стараясь издать звук. При формировании подражания вначале побуждайте малыша повторять только то, чем он уже овладел. Например, ребёнок умеет произносить: «а-а-а». И родители периодически должны просить: «Оленька, скажи а-а-а». При этом чаще возникает эмоциональный отклик ребёнка.

На 7–8 месяце постепенно приучайте повторять новые звукосочетания. При этом к сочетаниям, которыми уже овладел малыш, добавляйте новые, близкие по звучанию. Например, «да-да», «ди-ди», «та-та-та».

Следующий этап — развитие у ребёнка понимания речи. Взрослым необходимо описывать ребёнку всё, на что он обращает внимание. А также чаще называть яркие или звучащие игрушки, имена окружающих людей, определённые вещи в комнате, животных, различные действия. Хотя для понимания речи этого недостаточно. Нужно специально показывать детям разные предметы и называть их, давать «поручения» и обучать ребёнка выполнять их («подай мяч», «покажи, где кукла», «сделай ладушки»).

К концу 1 года жизни можно учить ребёнка произносить слова осмысленно. Для этого малыш должен хорошо понимать слово, после чего добивайтесь, чтобы он его повторил. Например, на вопрос «где мама?» ребёнок должен указать на мать, на задание «скажи: мама» малыш должен сказать «мама».

Очень важно, чтобы ребёнок слышал вокруг себя только правильную речь. Это послужит ему хорошим примером. Разговаривая с малышом, никогда не подражайте его детскому говору, не сюсюкайте, не приучайте к исковерканным «детским» словам. Не разрешайте делать это и тем, кто окружает малыша и общается с ним. Также нельзя постоянно исправлять ребёнка, добиваясь правильного произнесения им слов. «Детское» произношение исчезнет самостоятельно по мере дальнейшего совершенствования речи.

Развитие речи детей обогащает их игру. Так, ребёнка 10–11 месяцев можно попросить принести игрушку, конечно, если он знает её название. Лучше всего предложить малышу выполнить знакомое действие, после чего обучить выполнению несложного нового действия («покачай лялю», «покорми собачку»). И вообще действия с предметами становятся всё более разнообразными. Дети надевают кольца на пирамиду, складывают кубики один на другой. Происходит и дальнейшее развитие общих движений. В 10–11 месячном возрасте дети легко переходят от одной опоры к другой, а к 12 месяцу жизни овладевают самостоятельной ходьбой.