28.02.2013      820      0
 

Семинар-практикум для родителей «Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы играть!»

Тема: «Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы играть!» Задачи: Познакомить родителей с играми и…


Авторское пособие по развитию речи «Ученый осьминог»

Авторское пособие по развитию речи «Ученый осьминог»

Тема: «Раз, два, три, четыре, пять — начинаем мы играть!»

Задачи: Познакомить родителей с играми и упражнениями для формирования фонематического восприятия и развития лексико — грамматических категорий.

Ход занятия:

1. Дети заходят в зал под музыку, рассаживаются на две подгруппы (старшую и подготовительную). -Уважаемые родители, мы хотим вам сегодня показать, чему мы учимся и чему уже научились на занятиях по обучению грамоте и занятиях по развитию лексико-грамматических категорий. Игры и упражнения , которые вы сейчас увидите можно использовать и дома.

— Вы, наверное, знаете , что у нас две подгруппы — старшая и подготовительная. У нас будет две команды. Вопросы к командам будут разной сложности.

— Ребята, чтобы легче к вам было обращаться, придумайте названия своим командам! (дети придумывают названия своим командам)

— Две команды у нас уже есть, названия придуманы.

Тогда начинаем!

2. Ребята, мы с вами знаем, что все звуки делятся на – гласные и согласные.

— Вопрос для команды «…» (№2 старшая подгруппа):

— Сколько всего гласных звуков? (6 гласных звуков)

— Посмотрите у меня в корзинке 6 красных шариков. Эти шарики будут обозначать гласные звуки. Надо назвать гласный звук и переложить шарик из одной корзинки в другую (дети называют 6 гласных звуков: А-О-У-И-Ы-Э и перекладывают шарики)

— Почему эти звуки гласные?( гласные звуки можно пропеть ; нам не мешают губы, зубы, язычок; воздух выходит свободно)

— Давайте споём гласные звуки вместе с движением рук.   Родители, выходите, делайте вместе с нами!

а) Упражнения дыхательной гимнастики с движением рук

звук «А»- руки разводим широко в стороны
звук «О»- «рисуем» руками овал сверху вниз
звук «У» — два кулачка идут от щек вперед и вдаль
звук «И» — правая прямая рука идёт сверху вниз
звук «Ы» — кулачки друг на друга, растягиваем руки в стороны
звук «Э» — правая рука делает горизонтальную линию перед собой

б) Упражнение «Покажи руками сочетания гласных»

Дети и родители поют и показывают руками сочетания гласных звуков:

АУ, ИО, ОЫ, АУИ и т.д.

3. — Задания для команды«№1»: – Ребята , вы знаете, что согласные звуки делятся на твердые и …мягкие , звонкие и …глухие.

— Посмотрите, у меня синие  шарики.

— Какие звуки они будут обозначать? (согласные твердые)

— А зеленые шарики? ( согласные мягкие)

а) Упражнение «Замени звук»

— Возьмите зеленые шарики.

— Я даю вам синий шарик и говорю согласный твердый звук, вы возвращаете мне зеленый шарик и говорите согласный мягкий звук

( П- Пь, М- Мь, Т – Ть, Д – Дь , К-Кь, Г- Гь и т.д.)

б) – У вас остались синие шарики.

— Придумайте слово с твердым звуком и положите свой шарик обратно в корзинку ( каждый ребёнок придумывает слово с твердым согласным звуком — П, Б, Т, Д, М, Н, К, Г )

4. – Сейчас поиграем с командой « №2» в игру « Назови первый звук»

— Достать игрушку из мешочка , назвать её и сказать, какой первый звук в слове.

( « Это утка. Первый звук У. Это машина. Первый звук М» )

5. – Задание для команды «№1» : — Надо взять картинку , назвать её и сказать гласные звуки этого слова.

(« Кукла. В этом слове два гласных звука — У А»)

6. – У нас есть звуки .Звуки мы говорим и слышим. Но у нас еще есть буквы . Буквы мы видим и пишем.

а)- Задание для команды «№2» — добежать до обруча найти первую букву своего слова – своей игрушки.

— Какая у тебя буква? Почему ты её взял?

( «Это буква У. Слово утка начинается на звук У.»)

б)- Задание для команды «№1» — добежать до обруча найти две буквы — буквы, которые обозначают гласные звуки твоего слова

— Какое у тебя было слово? Какие буквы ты взял?

( «Моё слово — тыква. Я взял буквы Ы и А » )

7. – На наших занятиях мы делаем упражнения для пальчиков. (пальчиковая гимнастика вместе с родителями)

8.- Ещё у нас проходят занятия по формированию словаря и развитию грамматического строя речи. ( мультимедийная презентация)

Слайд №1

Яблоко   Груша   Персик  Абрикос

Апельсин  Помидор  Ананас  Лимон

— Зад.для ком.№2 — Назвать все картинки

— Зад. для ком.№1- Какая картинка лишняя и почему?

— Зад. для ком.№2 — Вы пошли в магазин и купили сок.Какой сок ты купил?

— Зад. для ком.№1 — Вы купили фрукты от 5 штук и больше.Сколько фруктов ты купил?

Слайд №2

Кошка  Собака  Лошадь  Свинья

Медведь  Корова  Коза  Овца

— Зад. для ком.№1 — Назвать все картинки

— Зад. для ком.№2- Какая картинка лишняя и почему?

— Зад. для ком. №1- У домашних животных красивые хвосты. У свиньи — свиной, а у кошки- ? Назвать все хвосты.

— Зад. для ком. №2- У домашних животных родились детёныши. У кого кто?

Слайд №3

Морж  Белый медведь  Слон  Полярная сова

Тюлень Северный олень  Чайка  Кит

— Зад. для ком.№2 — Назвать все картинки

— Зад. для ком.№1- Какая картинка лишняя и почему?

— Зад. для ком.№2 —  Отправились мы с вами в северное путешествие и вы увидели там 5 животных или 5 птиц. Кого ты увидел?

— Зад. для ком.№1- Если бы животные и птицы умели говорить,они сказали бы о себе сложные слова.

Тюлень сказал бы так: «Я круглоголовый,толстокожий тюлень. А ты кто?»

— Обе команды успешно справились со всеми заданиями! Молодцы!

Надеемся, что эти игры и упражнения, которые вы сегодня увидели, вы будете использовать и дома в свободное время. Павлова Н.В. учитель-логопед, МДОУ детский сад№4 г.Кола Мурманской области