11.11.2017      1086      0
 

Речевые игры, как средство развития мышления детей

Начало «почемучкиного» периода в большей степени связано с усилением речевой активности детей возраста 4–5 лет….


Начало «почемучкиного» периода в большей степени связано с усилением речевой активности детей возраста 4–5 лет. Словарный запас «почемучек» быстро растет, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических и смысловых сочетаниях. В этом возрасте ребенок мгновенно впитывает большие объемы информации, он очень подвижен – его интересует все происходящее вокруг. Ни одно событие не должно пройти мимо «почемучки». Ребенок задает бесчисленное множество вопросов: «Как? Зачем? Почему? Где? Когда?». Направить энергию и любопытство вашего малыша в нужное русло помогут игры.

Игры, направленные на развитие мышления и речи

В эти годы речевая активность ребенка значительно усиливается. Дети выражают мысли уже не только простыми, но и сложными предложениями. Родители должны помочь ребенку обогатить словарный запас и развить связную речь.

«Третий лишний». В этой игре ребенок учится классифицировать предметы по признакам, заданным в условии. Например: взрослый говорит 3 слова – сова, ворона, лиса. Ребенок должен быстро в уме проанализировать эти слова и определить, что все они относятся к живой природе, однако сова и ворона – птицы, а лиса – нет. Следовательно, слово «лиса» здесь лишнее.

«Вопрос – ответ». Чтобы ребенок усваивал различные интонации (повествование, вопрос, восклицание), выполняйте с ним упражнения с изменением смыслового ударения на разных словах.
Задавайте ребенку вопросы, предлагая голосом выделить нужное слово.

– Ты куда завтра идешь?
– Я завтра иду в зоопарк.
– Ты когда идешь в зоопарк?
– Я завтра иду в зоопарк.
– Кто завтра идет в зоопарк?
– Я завтра иду в зоопарк.
– Ты завтра едешь в зоопарк?
– Нет, я завтра иду в зоопарк пешком.

«Говорим правильно». Очень часто дети допускают ошибки в произношении множественного числа и падежей существительных. Чтобы научить ребенка ориентироваться в произношении, поиграйте с ним в следующую игру.

Например, взрослый называет предмет кухонной утвари, ребенок – этот же предмет, но в уменьшительном значении; взрослый – множественное число предметов в уменьшительном значении и название предмета, ребенок добавляет слово «много» (тем самым изменяя падеж существительного). Игра сначала проводится в умеренном темпе, затем он постепенно наращивается.

Пример: ложка – ложечка, ложка – много ложек, ложечки – много ложечек. Тарелка – тарелочка, тарелка – много тарелок, тарелочка – много тарелочек.

Играть можно и с другими существительными (фруктами, животными и т. д.).

«Последовательность». Игра учит выделять начало и конец действия и правильно называть их, также развивает мышление.

Раздайте детям по 2 картинки, изображающие 2 последовательных действия (мальчик спит и чистит зубы; девочка обедает и моет посуду; мама чистит картошку и готовит суп и т. д.). Ребенок должен сначала назвать действия персонажей, затем составить короткий рассказ, в котором должны четко прослеживаться начало и конец действия.

«Кто больше?». Необходимо подобрать глаголы, обозначающие действия. Задайте вопросы ребенку: «Что можно делать с цветами?» (Рвать, сажать, поливать, смотреть, любоваться, дарить, нюхать, ставить в вазу.)

«Что делает мама?» (Моет посуду, ходит на работу, готовит обед.)
«Что делает самолет?» (Летит, гудит, поднимается, взлетает, садится.)
«Что можно делать с куклой?» (Играть, гулять, кормить, лечить, купать, наряжать.)
За каждый правильный ответ ребенку дается флажок.

«Профессии». Для этой игры надо подобрать картинки с изображением людей разных профессий (хлебороб, пекарь, аптекарь, портной, продавец, почтальон, солдат).

Начните задавать вопросы ребенку:

«Кто пашет, сеет, хлеб убирает?» (Хлебороб.)

«А кто хлеб выпекает?» (Пекарь.)

«Кто лекарства отпускает?» (Аптекарь.)

«Кто одежду шьет нам на стужу и зной?» (Портной.)

«Кто ее продает, наконец?» (Продавец.)

«К нам приходит с письмом
Прямо в дом. Кто же он?» (Почтальон.)

Служит дорогой Отчизне
Старший брат,
Охраняет наши жизни.
Он… (Солдат.)

«Исправь ошибку». Игра развивает мышление, также учит видеть несоответствие изображенных на рисунке объектов реальности.

Нарисуйте сами или покажите картинку и предложите ребенку найти неточности:

  • зайчик красного цвета грызет конфету;
  • медвежонок с ушами слона;
  • сорока синяя с хвостом, как у павлина, и т. д. Затем попросите ребенка исправить ошибки.

«Как можно узнать?». Игра направлена на развитие мышления. Возраст – 5 лет.

Задайте ребенку вопросы следующего содержания:

  • «Как можно узнать, тепло на улице или нет?» (Посмотреть на градусник за окном.)
  • «Сварились макароны или нет?» (Проткнуть вилкой или попробовать.)
  • «Высохло ли платье?» (Потрогать.)
  • «Сладкий ли кофе?» (Попробовать.)
  • «Пишет ручка или нет?» («Попробовать писать.)
  • «Крепко ли завязана веревка?» (Потянуть.)
  • «Есть ли вода в стакане?» (Посмотреть.)
  • «Есть ли игрушки в закрытой коробке?» (Потрясти.)
  • «Есть ли кто дома?» (Позвонить в дверь или по телефону.)
  • «Работает ли пылесос?» (Включить.)
  • «Одинаковой ли длины нарисованы полоски?» (Измерить линейкой.)
  • «Интересная ли книжка?» (Прочитать.)
  • «Мягкий ли батон?» (Пощупать.)
  • «Любит ли кошка кашу?» (Попробовать накормить) и т. д.

«Нужно – не нужно». Вам понадобятся картинки с изображением фруктов и овощей. Взрослый говорит: «Я хочу засадить овощами огород. Перец нужен?» Дети отвечают: «Нужен». Перечисляя овощные растения, ведущий называет и фруктовые, игроки говорят, что они не нужны.

«Засадив» огород, дети продолжают игру – начинают «засаживать» сад. Ведущий, показывая картинки с фруктами и ягодами, спрашивает у детей их названия. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

«Бывает или нет?».  Взрослый говорит: «Я расскажу вам о том, какой бывает погода в то или иное время года, чем занимаются дети и взрослые, а вы должны сказать, бывает ли так в это время года».

Взрослый: «Выпал снег, и выросли грибы».

Дети: «Так не бывает».

Взрослый: «А почему? Когда идет снег? А в какое время года растут грибы?»

В дальнейшем можно использовать «путаницы»:

  • мальчик поехал на коньках собирать яблоки в саду;
  • в саду цветут розы, а дворник заметает желтые листья;
  • падают желтые листья, дети готовятся к Новому году;
  • выпал снег, трава стала зеленой, птицы прилетели;
  • мальчик был в лесу и видел в норе тигра.

«Назови одним словом». Взрослый: «Я буду описывать что-то, а ты назови то, о чем я рассказываю, одним словом:

  • прибор, с помощью которого можно разговаривать на расстоянии;
  • большая ложка, с помощью которой наливают суп;
  • вечерняя еда;
  • человек, который ловит зверей в лесу, и т. д.

Ребенок называет слова. Потом играющие меняются ролями. Эта задача будет совсем непростой для ребенка, помогите ему составить нужное описание или, если он затрудняется ответить, скажите отгадку.

Затем можно поменять правила игры. Назвать нужно не существительное, а прилагательное. Употреблять этих терминов в разговоре с ребенком, конечно, не надо. Просто дайте ему несколько примеров, чтобы он смог выполнять такие задания.

  • чашка для чая? (чайная);
  • машина для стирки белья? (стиральная);
  • щетка для чистки зубов? (зубная);
  • котлета из мяса? (мясная), из моркови? (морковная);
  • лапа кошки (кошачья) и т. д.

«Часть – целое». Предложите ребенку угадать, часть какого предмета или существа вы называете:
⦁ винт – вертолет, самолет;
⦁ колесо – автомобиль;
⦁ руль – велосипед;
⦁ парус – лодка;
⦁ вагон – поезд;
⦁ крыша – дом;
⦁ стрелка – часы;
⦁ кнопка – звонок;
⦁ страница – книга;
⦁ подоконник – окно;
⦁ каблук – ботинок;
⦁ козырек – фуражка;
⦁ клавиатура – компьютер;
⦁ дверь – комната;
⦁ стержень – ручка;
⦁ ветка – дерево;
⦁ лепесток – цветок;
⦁ шишка – елка;
⦁ семена – растения;
⦁ хвост – зверь;
⦁ чешуя – рыба;
⦁ крылья – птица;
⦁ панцирь – черепаха;
⦁ грива – лев.
⦁ А можно и наоборот. Вы называете предмет, а ребенок называете одну или несколько его частей:
⦁ дом – крыша, дверь;
⦁ корабль – штурвал, якорь;
⦁ велосипед – педали, колесо;
⦁ журнал – страницы, буквы;
⦁ компьютер – мышка, клавиатура;
⦁ часы – стрелки, цифры;
⦁ авторучка – колпачок, стержень;
⦁ пальто – воротник, рукава, пуговицы;
⦁ холодильник – лед, продукты;
⦁ чайник – крышка, носик;
⦁ удочка – поплавок, крючок;
⦁ цветок – лепестки, тычинки, пыльца;
⦁ дерево – ветки, кора, листья;
⦁ гриб – шляпка, ножка;
⦁ жук – лапки, усики, крылья;
⦁ бабочка – крылья, хоботок;
⦁ лиса – хвост, лапы;
⦁ яблоко – кожица, семечки;
⦁ кочан капусты – листья, кочерыжка.

Если ребенок затрудняется дать ответ, помогите ему, приведите свой пример или задайте наводящий вопрос.

«Измени слова». Объясните ребенку правило игры: «Я буду называть кого-нибудь или что-нибудь, а ты сделай его маленьким, например: дом – домик, стул – стульчик, лиса – лисичка, замок – замочек. Далее ребенок пробует самостоятельно добавлять к словам уменьшительные суффиксы. Можно делать наоборот. Вы называете слово с уменьшительным суффиксом, а ребенок произносит слово без него. В процессе игры следите за тем, чтобы малыш не называл детенышей животных вместо правильного ответа. Не «заяц – зайчонок», а «заяц – зайчик», не «корова – теленок», а «корова – коровка». Эту игру можно проводить и с «увеличивающими» суффиксами: Дом – домище, волк – волчище и т. д.

«Придумай слова». Игра направлена на расширение объема внимания, развитие мышления и речи.
На листе бумаги напишите следующие слоги: «на», «ра», «ша», «ба», «са», «ма», «ка», «па», «ла», «ки». Затем попросите детей придумать слова из этих слогов.

«Вспомнить все!». Для игры вам понадобится палочка. Игроки становятся в круг, ведущий – в центр. Игра проходит в виде эстафеты: дети называют слова и одновременно передают палочку по кругу. О том, на какую тему будут слова, необходимо договорится заранее: «О чем будем рассказывать?» – «О птицах».
Ведущий предлагает сначала вспомнить названия птиц и дает палочку одному из ребят; тот называет птицу (скворец) и передает палочку следующему участнику игры и т. д. Таким образом, дети вспоминают названия птиц и развивают речь. Если играющий повторяет уже названное слово или долго не может подыскать нужное, ведущий говорит: «Стоп! Палочка, остановись!», и этот игрок выходит из круга.

«Сложи картинку». Для игры понадобятся картинки со схематическими изображениями предметов: вагон, гриб, кораблик, снеговик, цыпленок, домик. Также необходимо приготовить вырезанные из плотной бумаги геометрические фигуры – круги, квадраты, треугольники, трапеции. Покажите ребенку 1 картинку, рассмотрите, из скольких частей состоит предмет, какие они по форме. Затем предложите найти такие же среди геометрических фигур и попросите ребенка попробовать сложить картинку из них по образцу.

«Кому что?». Взрослый называет профессию человека или животное, а ребенок в ответ гововорит, какой предмет ему может понадобиться.

Например:

  • парикмахер – ножницы, расческа;
  • почтальон – сумка;
  • учитель – указка, учебники;
  • продавец – весы, касса;
  • строитель – молоток, гвозди;
  • пчела – пыльца, нектар;
  • птица – веточки, пух (для гнезда) и т. д.

«Продолжи сказку». Быстро научить ребенка описывать ситуацию вам поможет так называемый отраженный пересказ. Ребенок включается в рассказ взрослого, повторяя отдельные слова или предложения целиком. Для начала потренируйтесь с малышом на знакомых ему коротких сказках с простыми сюжетами.

Пример: «Посадил дед….» – «Репку»; «Выросла репка…» – «Большая-пребольшая». Ребенку наверняка понравится такой игровой вид пересказа.

Когда этот метод будет освоен, переходите к более сложному – вопросному методу. Задавайте малышу наводящие вопросы, ответами на которые будут служить не только слова и словосочетания, но и простые предложения.

Пример: «Кого выстругал папа Карло?» – «Буратино». – «Что сделал Буратино, когда остался дома один?» – «Он проткнул носом холст» и т. д.

«Что каким бывает?». В возрасте 4–5 лет дети начинают сравнивать предметы и явления, обобщать их в группы, понимать значение абстрактных понятий «высота», «длина». Поиграйте с ребенком в игру, где ему нужно будет сравнивать или находить отличия в размере предметов, цвете, классифицировать их по определенным признакам.

Например, спросите: «Что может быть длинным?» Ребенок ответит вам: «Дорога, река, палка, лента». На вопрос о том, что бывает зеленым, малыш отвечает: «Трава, лист, воздушный шарик». Задавайте вопросы не только о размере и цвете предметов, но и форме. Спрашивайте: «Что шире – река или море? Кто выше – собака или человек?» и т. д.

«Найди сюрприз». Вместе с малышом нарисуйте план комнаты. Объясните ребенку все подробно: вместо стола, стула, дивана будут похожие на них фигуры. Затем повторите с ребенком, не забыл ли он что-нибудь. «Окно есть? А дверь? А шкаф? Какой фигурой мы изобразим стол?» Обязательно разъясните ему, что это вид комнаты сверху. После чего возьмите игрушку или какое-нибудь лакомство и спрячьте «сюрприз» в любом месте комнаты. А на плане поставьте яркий крестик и предложите ребенку найти сюрприз. Вначале ищите сюрприз вместе, держа на виду план и повторяя, где что находится. Когда ребенку эта игра будет даваться легко, усложните ее.

«Твои вещи в порядке?». Один игрок выходит в центр круга. Все должны внимательно рассмотреть его одежду и ответить на вопрос ведущего: «Хорошо ли живется юбочке Кати?» Дети отвечают: «Хорошо. Она отглаженная и чистая». Обсудить можно не только одежду ребенка, но и прическу, обувь. Все это поможет выяснить, как лучше ухаживать за одеждой, обувью, чтобы выглядеть аккуратным, также игра развивает речь.

«Противоположности». В этой словесной игре ребенку предлагается подбирать антонимы к словам. Само понятие «антоним» в этом возрасте детям вряд ли будет понятным, поэтому объяснить задание лучше на конкретном примере, либо сказать ребенку, что вы назовете слово, а ему нужно придумать слово наоборот. Пары составляйте не только из существительных, но и прилагательных, и глаголов.
Для игры можете приготовить картинки, где изображены предметы и явления, описывающие словесные пары.

Например, покажите картинку с зимним пейзажем:

– Какое это время года? – Зима.

– Зима какая? – Холодная.

– А на этой картинке какое время года? – Лето.

– А лето какое? – Жаркое.

«Пропавшие слова». Объясните ребенку, что сейчас вы прочитаете ему (либо предложите прочитать самому) стихотворение, слова в котором пропали. А потом прочитайте или напишите ребенку эти пропавшие слова, попросите его восстановить стихотворение.

Пропавшие слова: август, аппетит, астры, апельсины.
… выпал жаркий-жаркий!

Ах, как душно в зоопарке!
… пропал у пони,
… вянут на газоне,

А мартышка не страдает —
… уплетает!

«Чистоговорки». Нередко в возрасте 4–5 лет у детей наблюдаются проблемы с произношением некоторых звуков. Для тренировки в домашних условиях используйте чистоговорки, они не только развивают правильное произношение звуков, но и помогают весело провести время вам и вашему ребенку.

⦁ Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.
⦁ Же-же-же – дождь давно прошел уже.
⦁ Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.
⦁ Ло-ло-ло – на улице тепло.
⦁ Ул-ул-ул – у нас сломался стул.
⦁ Оль-оль-оль – завтра купим соль.
⦁ Ре-ре-ре – подметаем во дворе.
⦁ Ра-ра-ра – детям спать пора.
⦁ Ор-ор-ор – у нас огромный двор!
⦁ Арь-арь-арь – на столбе висит фонарь.
⦁ Са-са-са – в лесу бегает лиса.
⦁ Ос-ос-ос – на поляне много ос.
⦁ Усь-усь-усь – на лужайке ходит гусь.
⦁ Та-та-та – у нас дома чистота.
⦁ То-то-то – будем мы играть в лото.
⦁ Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.
⦁ Оч-оч-оч – наступает ночь.
⦁ Аш-аш-аш – у Марины карандаш.
⦁ Ша-ша-ша – мама моет малыша.
⦁ Ща-ща-ща – мы несем домой леща.
⦁ Ащ-ащ-ащ – мы наденем желтый плащ.

«Охотник». Игру проводят во время прогулки. На небольшом расстоянии от игроков проведите черту. Это – «лес». «Охотник» выбирается среди играющих. Стоя на месте, он произносит следующие слова: «Я иду в лес на охоту, буду охотиться на…». Он делает шаг вперед и говорит: «Лису». Делая второй шаг, произносит: «Оленя». И так при каждом шаге «охотник» называет какого-нибудь зверя. Победителем считается тот, кто дошел до «леса», называя при каждом шаге нового зверя. Тот, кто не смог этого сделать, возвращается «домой», а на «охоту» отправляется следующий игрок.

«Давай придумывать». С помощью этой игры развивается абстрактное мышление и речь. Для игры понадобится набор предметов разной формы (палочки, шар, кольцо, коробочки, цилиндр и т. д.) и карточки с изображением разных предметов определенной формы – зеркало, карандаш, яйцо, яблоко. Изображения на картинках должны быть похожи на предметы. Например: карандаш, удочка, иголка, нож, по форме похожи на палочку; ваза, стакан, наперсток – на трубу.

Игра проводится следующим образом: посадите детей за стол, положите перед каждым набор предметов. Сядьте напротив них с карточками с изображением предметов. Показывайте карточки по одной и спрашивайте: «У кого предмет похож на такой карандаш?» Ребенок, у которого в наборе есть палочка, отвечает: «У меня!» и получает карточку с изображением карандаша и т. д.

«Найди первый звук». Игра направлена на развитие речи, учит четко выделять в слове первый звук. Возраст – 5 лет. Для этой игры нужны разные игрушки, но среди них обязательно должны быть машина, слон и собака. Предложите ребенку назвать все игрушки и покатать в машине тех зверят, название которых начинается со звука «с» (слон, собака и т. д.).

«Кто потерялся?». Игра развивает у детей желание узнавать, что означает новое слово, учит замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов и словосочетаний предложения. Дети учатся различать и подбирать слова, близкие и противоположные по смыслу.

Задайте детям вопросы:

«Кто скачет по лесной тропинке?» (Заяц.)

«Как назвать его ласково?» (Зайчонок, зайчик, заинька.)

«Остановился зайчик, огляделся по сторонам и заплакал. Почему?» (Потерялся, заблудился, лапку уколол.)

«Скажите, какой сейчас зайчик?» (Грустный, печальный, огорченный.)

Затем предложите детям закончить предложения. «Если зайчик потерялся…» (мы поможем ему найти свой дом).

«Если зайчик уколол лапку, мы…» (перевяжем ее, полечим, успокоим, утешим зайчика).

Таким образом дети учатся понимать смысл загадок, сравнивать предметы по размеру, цвету, величине; подбирать не только действия к предмету, но и предметы к тому или иному действию.