18.08.2014      2095      0
 

Развитие речи у детей с нарушением зрения

Речь ребенка сама собой не возникает. Малыш для удовлетворения своих жизненных потребностей вынужден обращаться к…


Развитие речи у детей с нарушением зрения

Развитие речи у детей с нарушением зрения

Речь ребенка сама собой не возникает. Малыш для удовлетворения своих жизненных потребностей вынужден обращаться к окружающим его людям с просьбой, говорить им о своих ощущениях, выражать чувства радости, горя и т.п. Все это он делает, подражая взрослым, в первую очередь – матери. Постепенно ребенок овладевает речью. Дефект речи приносит ребенку немало огорчений дома, а в школе эти трудности возрастают. Ребенку нужна помощь.

Родная речь! Бунтующий глагол,
Протяжная певучесть междометий,
Наречий дерзость – воедино свел
В них кто-то все, Что есть на этом свете.

Дал сущему названья на века.
Невидимое смог он обозначить.
Он дал душе язык! Без языка
Душа живая ничего не значит.

Лариса Романенко

При нарушении зрения отмечаются недостатки в формировании речи.

Исследования показали, что можно предупредить появление у слабовидящих детей вторичных отклонений в психическом и физическом развитии. Это достигается путем использования специальных приемов обучения, применения оптических и технических средств, осуществления специально направленной коррекционно-воспитательной работы, создания необходимых гигиенических условий (повышение нормативов освещенности, применение специальных учебников с крупным шрифтом и четкими иллюстрированными рисунками, создание рационального режима зрительной нагрузки, а также правильное чередование обучения, труда и отдыха).

Надо постоянно играть с детьми, разговаривать с ними, читать потешки, пословицы, поговорки, считалки, загадки, стихи, обыгрывать их. Использовать тексты с крупным шрифтом и четкими иллюстрированными рисунками. Игры со стихами активно развивают у детей память, внимание, речь, образное мышление, свободу движения и чувство пространства, что особенно важно для детей с нарушениями зрения. К тому же, в ходе таких игр дети незаметно для себя быстро запоминают стихи, учатся выразительно рассказывать и показывать их. Например, можно прочитать стихи и обыграть их с детьми, показывая движения. Дети очень любят считалки, поговорки.

В своей работе с детьми я использую карточки со считалками, успешно использую в работе карточки с загадками (одни дети читают загадки, а другие находят картинки с отгадками).

На индивидуальных, групповых уроках использую познавательные игры “Собери пословицы” с красочными иллюстрациями. Например, предлагаю детям назвать пословицы с похожим содержанием и показать карточку. (Нет друга – ищи, а нашел – береги. Трусливому зайке и пенек — волк. Сделал дело – гуляй смело. Правду как не прячь, она все равно наружу выйдет). Выученные стихи, пословицы, поговорки, считалки записываю на магнитофоне.

Также можно использовать карточки со считалками с иллюстрированным текстом.

Например,

“Прилетели свиристели,
Заиграли на свирелях,
Закружили хороводы.
Раз, два, три!
Ты води!”

“Тили-тили, тили-тили,
Мы в далекий лес ходили.
Ягодку малину
Клали мы в корзину.
А кто в рот кладет,
Тот водить пойдет!”

Также можно использовать карточки с крупным текстом: “Не скоро скороговорка скороговорится”. В скороговорках звуки специально выстраиваются в слова так, чтобы потренировать язык.

Например,

“На дворе – трава,
На траве – дрова.
Не руби дрова
На траве двора”

Для старших детей можно использовать другие упражнения.

Например,

“Покажи стихи руками, с одновременным проговариванием текста”.

Зимние забавы

“Любит рисовать мороз, (рисуют в воздухе узор)
Детвору щипать за нос, (берут себя за нос)
И ликует детвора (прыжки на месте)
Прямо с самого утра, (качают головой)

Всюду слышен звонкий смех, (изображают смех)
Выпал первый белый снег.
(показывают, как падает снег – плавно, волной опускают ладони)
Лыжи и коньки, салазки –

(изображают движения лыжника,
Катание на коньках и на санках)
Кутерьма всей зимней сказки.
(круговые движения руками)”

Е. Эрато

И другие.

Эти упражнения можно использовать на групповых и индивидуальных логопедических уроках.

Соблюдение гигиены зрения, особенно в дошкольном и школьном возрасте – одно из важнейших условий успешного обучения и развития детей с нарушениями зрения. Недооценка этих вопросов ведет к появлению у школьников ряда недостатков в развитии зрительных функций.

Все это значительно затрудняет формирование зрительно-сенсорных функций. Обеднение сенсорного опыта при сохранности интеллекта и речи у слабовидящих детей иногда обуславливает диспропорции в развитии непосредственно чувственных систем связей, с одной стороны, и словесно-логических связей – с другой.

Логопедическую работу с детьми нужно проводить целенаправленно.

В начальных классах дети овладевают грамотным письмом, чтением, счетом, изучают основные правила грамматики и правописания. У слабовидящих детей при этом возникают специфические трудности, преодоление которых связано с использованием специальных приемов.

Некоторые слабовидящие школьники медленно овладевают звуковым анализом и синтезом. В связи с этим, рекомендуется применять разные методические приемы, которые способствуют преодолению этих недостатков, например, выделение из предложений слов, слогов;определение, какой звук слышится в начале, середине, конце слова; рекомендуется в письменной речи делить слова на слоги, придумывать слова, состоящие из одного, двух, трех слогов, составлять слова из рассыпной азбуки. При письменных упражнениях заменять и вставлять в таблицы с готовой основой буквы и слоги. Важно применять упражнения по дифференциации сходных звуков, научить учащихся прислушиваться к собственному произношению слов, для того чтобы выделять указанные звуки и слоги; и многие другие упражнения, которые обычно применяются на первоначальном этапе обучения в школе.

Трудности, связанные с овладением звуковым составом слова и определением порядка звуков, нередко обнаруживаются в письменной речи. Нарушения звуковой последовательности при написании слов в значительной мере объясняются неполноценностью зрительного восприятия текста. С недостатками зрительного восприятия связаны также пропуски гласных букв, замены, перестановки и т.п. Однако далеко не у всех детей недостатки звукового анализа связаны с неполноценностью зрения. У некоторых их них они обусловлены недоразвитием фонематического слуха, неумением сосредоточить внимание на фонемах. Чтобы преодолеть эти трудности, рекомендуется подбирать для детей индивидуальные упражнения с учетом их специфических трудностей в усвоении учебного материала и недостатков развития зрения и речи.

Дети с частичной атрофией зрительного нерва допускают больше ошибок во время осуществления звукового анализа и синтеза, чем дети с аномалиями рефракции. У некоторых слабовидящих школьников с частичной атрофией зрительного нерва отмечаются грубые фонематические ошибки, искажение букв, пропуски, перестановки, внесение лишних букв, замены одних букв другими и т.п. Следует отметить, что некоторые ошибки у этих детей встречаются на всех годах обучения в начальных классах.

В связи с недостатками слухового анализа и синтеза, эти дети делают большее число ошибок в диктантах, а не в списываемых ими текстах. Звуковой анализ и синтез могут быть развиты в процессе чтения, письма, изучения грамматики, развития речи. Фонематических слух может развиваться у детей не только в связи с обучением родному языку, но и на других занятиях (пение, ритмика, музыка). Такие занятия способствуют формированию слухового внимания, звуковой памяти, чувства ритма и т.п. Все это в значительной мере способствует развитию слухового восприятия, слуховых представлений и определенным образом влияет на улучшение звукового анализа и синтеза.

У многих слабовидящих учащихся начальных классов с остротой зрения 0,1 и ниже, особенно при частичной атрофии зрительного нерва, встречаются трудности при чтении (пропуски, замены букв и др.). В связи с этим по отношению к таким учащимся следует осуществлять индивидуальный подход.

Чтобы облегчить запоминание и воспроизведение прочитанного материала, следует давать небольшие части текста и рассказа, а потом читать и воспроизводить рассказ в целом. Надо как можно больше читать и рассказывать вслух во время занятий в школе и дома.

Рекомендуется также рассказывать вслух содержание прочитанных книг, прослушанных по радио детских передач, воспринятого во время экскурсий, прогулок и т.п. Очень важно при этом научить детей кратко формулировать свои мысли, правильно использовать словарный запас и грамматический строй.

Развитие устной речи оказывает положительное влияние на формирование правильной лаконической письменной речи, овладение которой имеет для слабовидящих особенно большое значение.

При формировании представлений у слабовидящих применяются разные формы демонстрации наглядных пособий. Дети с нарушением зрения затрудняются при восприятии многих иллюстративных средств наглядности. Поэтому, при демонстрации учебных пособий следует предварительно давать словесные объяснения содержания картины, кинофильма, рисунка и т.п. При этом большое внимание уделяется правильному сочетанию показа отдельных предметов или их частей с их словесной обрисовкой. Чтобы облегчить зрительно-пространственный анализ и синтез при восприятии изображений, наглядному узнаванию должно предшествовать словестное объяснение или чтение литературных текстов, позволяющих уяснить смысловое содержание картины, рисунка, схемы и т.п.

Перед просмотром кинофильмов или диапозитивов очень важно рассказать учащимся их содержание, раскрыть идейный смысл, выяснить пространственные и причинно-следственные связи между изображенными предметами и явлениями. При демонстрации многоплановой картины рекомендуется сначала раскрыть ее содержание, а далее перейти к детальному рассмотрению фрагментов. Детям предлагается сначала рассмотреть, что изображено на переднем плане картины (при этом даются необходимые пояснения).

Чтобы облегчить зрительное восприятие иллюстрированных пособий, их следует развешивать на видном месте, на уровне глаз учащихся, обеспечив при этом достаточную яркость изображения. Это достигается при помощи специального осветительного устройства (софита). Некоторые слабовидящие дети не могут непрерывно более 20 минут наблюдать мелкие объекты или изображения. Вследствие утомления зрения у них сравнительно быстро наступает снижение различительных способностей.

Полученная с помощью неполноценного зрения информация, слабо закрепляется в памяти. Сложившиеся образы быстро стираются или заменяются другими. Для того, чтобы это проиллюстрировать, приведу материалы, характеризующие ответы детей на вопросы о том, какими признаками характеризуются времена года (весна, лето, осень, зима).

Как известно, с признаками времен года дети знакомятся в раннем детстве. Однако сложившиеся у них представления о сезонных изменениях больше базируются на информации, которую они почерпнули из книг. Из проведенного мной опроса слабовидящих учащихся третьего класса выяснилось, что они сохранили в памяти в два раза меньше признаков, характеризующих сезонные изменения времен года, чем их нормально видящие сверстники.

Иногда вместо выделения признаков, характеризующих явления природы, отдельные учащиеся передавали свои впечатления о той или иной конкретной ситуации, с которой они встречались в разные времена года. При этом вместо существенных признаков называли случайные, например “Летом скворцы летают на елку”, “Мухи мешают спать”, “Птицы поедают насекомых”.

Зрительные представления о сезонных изменениях многие слабовидящие дети получили не из непосредственных наблюдений, а на основе общения с окружающими, из рассказов учителя, воспитателя, родителей, путем ознакомления с иллюстрациями к учебникам или книгам.

Следует учитывать, что детям с низким зрением трудно воспринимать сравнительно далеко отстоящие предметы. В таких случаях необходимо привлекать и другие виды чувствительности. Это особенно важно при проведении экскурсий в природу.

Во время экскурсии дети опираются на зрительное, слуховое и осязательное восприятие.

Сочетание зрительных образов со слухо-речевыми образами создает условия для успешного формирования прочных и легко воспроизводимых синтетических, сложных представлений.

В результате систематического проведения экскурсий обогащается речь детей, словарный запас, личный опыт.

Многие слабовидящие дети страдают недостатками речевого развития, препятствующими усвоению знаний. Некоторые их этих недостатков не являются специфическими для детей с нарушениями зрения. Они преодолеваются в процессе использования разных форм логопедической работы в условиях массовой школы и детских садов. Вместе с тем, исследования показали, что у слабовидящих детей чаще, чем у их нормально видящих сверстников, встречаются нарушения фонематического слуха, трудности в процессе чтения и письма. Более часто отмечаются бедность словарного запаса и некоторое несоответствие между уровнем развития непосредственно чувственных и логических связей.

Недостатки речевого развития преодолеваются в процессе использования разных форм логопедической работы.

Для успешного овладения речью, важное значение имеет взаимодействие всех анализаторов. При неполноценном зрении возникают специфические трудности, преодоление которых связано с использованием специальных приемов.

Самое главное в этом деле – суметь вызвать у ребенка уверенность в себе, сознание своей полноценности и спокойное отношение к своему дефекту.

Внимательное, неравнодушное отношение к детям, к тому в каком настроении они пришли в школу, как выглядят, как себя чувствуют, как едят, блестят ли у них глазки, улыбаются ли они, умеют ли радоваться – залог успешного и продуктивного сотрудничества взрослых и детей, а значит, и успешного обучения в стенах образовательного учреждения. Андреева С.В., учитель-логопед.