17.01.2014      1348      0
 

Разработка речевых игр на этапе автоматизации звуков с учетом структуры полимодальности восприятия дошкольников с дефектами звукопроизношении

Понятие полимодальности восприятия сегодня прочно вошло в практику педагогики и психологии. Не является исключением и…


Разработка речевых игр на этапе автоматизации звуков с учетом структуры полимодальности восприятия дошкольников с дефектами звукопроизношении

Разработка речевых игр на этапе автоматизации звуков с учетом структуры полимодальности восприятия дошкольников с дефектами звукопроизношении

Понятие полимодальности восприятия сегодня прочно вошло в практику педагогики и психологии. Не является исключением и логопедия. Практикующие специалисты – логопеды часто сталкиваются в своей работе с тем, что автоматизация звуков происходит успешнее у разных детей при условии разработки игр, учитывающей структуру полимодальности, то есть доминантные и субдоминантные модальности.

Например, для ребенка – визуала (доминирующая модальность – зрительная), у которого прием, переработка и хранение информации происходит, в первую очередь, в зрительных образах, будут интересны и эффективны игры типа: «Незнакомые рисунки»; «Недорисованные изображения»; «Наложенные изображения»; «Зашумленные изображения», А также игры, требующие прослеживания глазами дорожки от одного предмета доя другого.

Использование соответствующего наглядного материала позволяет решать параллельно несколько задач. Это не только автоматизация поставленного звука при назывании изображений предметов, но и профилактика работа по возможному возникновению оптической дисграфии в школе. Данные игры будут полезны и для детей с иными доминантными модальностями, стимулируя у них менее развитую визуальную модальность. Это особенно актуально в современном мире, ориентированном преимущественно зрительно.

Ребенка – кинестетика с эмоционально – чувственным типом восприятия, хранения и переработки информации заинтересуют задания, совмещающие проговаривание и проведение пальцем по дорожке (из соленого теста, пластилина, круп, материалов разных фактур). Очень нравится таким детям общеизвестная игра «Чудесный мешочек», а также задания, требующие узнавания на ощупь («Какая поверхность», «Что изображено» — при условии объемного изображения или контура). Для данной группы детей особенно эффективно использование на занятиях приемов биоэнергопластики.

Встречаются в логопедической практике и дети – аудиалы, хорошо воспринимающие и хранящие информацию в слуховых образах. У таких детей редко возникает недоразвитие фонематического восприятия, но могут обнаружиться искажения звуков, вызванные проявлениями стертой дизартрии. Такие дети, как правило, любят петь, читать стихи, рано проявляют интерес к чтению, придумывают различные истории и разыгрывают их в лицах. Таким детям полезно комментировать то, что они делают.

В заключении хочется отметить, что при работе требуется не только опора на доминирующую модальность, но и активизация разных сенсорно-перцептивных модальностей.

Литература.

  1. Ванюхина, Г.А. Использование полисенсорного восприятия в процессе коррекции связных высказываний у дошкольников с общим недоразвитием речи: Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2001.
  2. Ванюхина, Г. А. Экспериментальная диагностика ведущей сенсорно-перцептивной модальности у детей с ОНР / Г. А. Ванюхина // Логопед. — 2005. — № 3. — С. 16-24.
  3. Жинкин, Н. И. Речь как проводник информации: Монография /Н.И. Жинкин. — М., 1982
  4. Першина, Н.А. Коррекция отклонений в процессах восприятия, понимания и употребления тактильно-кинестезических знаков невербального общения у умственно-отсталых детей: Автореферат дисс. канд. пед. наук. — Екатеринбург: УрГПУ, 1999. — 19 с.
  5. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста /Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина. — М.: Айрис-пресс, 2004. — 224 с.
  6. Барыбина Е.Б. Использование технологий развития полимодального восприятия в коррекции речевых нарушений дошкольников. Барыбина Е.Б. учитель-логопед, МАДОУ 48 ЯГОДКА ЩМР МО