25.02.2016      550      0
 

Различение глухих и звонких согласных: Т и Д

  Тема: Различение глухих и звонких согласных: Т и Д. Цель: тренировать детей в различении…


 

Различение глухих и звонких согласных: Т и ДТема: Различение глухих и звонких согласных: Т и Д.

Цель: тренировать детей в различении звонких и глухих согласных Д и Т; учить различать согласные Д и Т в слабой и сильной позиции, упражнять в изменении слабой и сильной позиции с помощью гласных; учить определять место звуков Т и Д в начале, середине и конце слова; развивать связную речь (Т и Д в предложениях, составление предложений по картинке).

Ход занятия:

Логопед: сначала небольшая разминка. Читаем слова и проговариваем вслух.

(закрепление артикуляции звука Р)

пра-пра-пра-право

пра-пра-пра-правда

пра-пра-пра-праздник

пры-пры-пры-прыгать

пры-пры-пры-прыжок

про-про-про-просо

про-про-про-пробка

про-про-про-пропуск

пру-пру-пру-пруд

пру-пру-пру-прудик

пру-пру-пру-пружина

Логопед: Еще раз прочитай последние три слова, пожалуйста.

В слове «пруд» какая буква стоит после «пру-»?

Какой звук обозначает буква Т?

Назови его. Какой звук обозначает буква Д?

Чем похожи эти звуки и чем отличаются?

А что еще можно заметить интересного? Что еще мы можем сказать об этих звуках? (Губы, зубы и язык занимают одинаковое положение.

Я буду называть слова, а вы хлопайте: если услышите Т – хлопаете 1 раз,

если Д – 2 раза. ДУДКА  ТАНК  ДОЧКА  ТОПОЛЬ  СТОП  КОТ  САДЫ

Теперь у себя в тетрадочках нарисуем звуковые схемы (линеечки). Подберите по 3 слова и запишите каждое в правильный столбец. В первый столбик пишем слова, в которых звук Т в начале, во второй – где Т в середине, и в третий – где Т в конце слова.

танк         лото      квадрат

Таня         цветок     кашалот

ток          фото       флот

Толик         каталог

талисман

Логопед: Поменяем в наших схемах звук Т на Д и понаблюдаем за звуком Д в начале, в середине и в конце слова.  Придумываем и записываем в каждый столбик.

дать     города

дом      кадет   ???

доля      пиджак

дорога

Логопед: Посмотрите-ка на третий столбик. Неспроста ни у кого не получилось придумать такие слова. Такого просто не бывает, чтобы звонкий согласный звук Д стоял в конце слова. Он оглушается: пишем букву Д, а слышим звук Т:

Завод вперёд

Такую позицию звука мы называем слабой. И чтобы написать правильную букву, надо позицию усилить. Как это сделать? Как можно себя проверить? Нужно добавить гласный. Гласный звук усиливает слабую позицию согласного.

завоД или завоТ? Проверяем: завоДы

Логопед:  Посмотрите на картинку и послушайте. Отгадайте, о чем речь?

Шумит он в поле и в саду,

А в дом не попадет.

И никуда я не иду,

Покуда он

идет.                               (Дождь)

Логопед: Какие слова-действия мы можем подобрать к слову дождь?

(Капает, поливает, моросит).

Логопед: Дождь моросит. Сколько слов в этом предложении? Какое первое, какое второе?

Придумайте своё предложение со словом «дождь».

Логопед: Посмотрите на картинки, составьте предложения с их помощью.

Я бегу под дождём. Зайку намочил дождь.

Итог занятия:

Логопед: На этом мы закончим. Что мы сегодня делали на занятии?

( Обсуждали звуки Д и Т, учились их слушать).

Учились различать звуки Д и Т. А какую особенность мы узнали про звук Д в конце слова?

Мы учились различать слабую и сильную позиции звуков Т и Д. Учились изменять слово так, чтобы слабая позиция стала на сильной. Стрельникова А.Ю. логопед-дефектолог, частная практика.