28.09.2013      1364      0
 

Проблемы при общении детей с ЗРР, ЗПР со сверстниками

Часто у детей с диагнозом ЗРР и с диагнозом ЗПР сложно складывается общение со сверстниками….


Проблемы при общении детей с ЗРР, ЗПР со сверстниками

Проблемы при общении детей с ЗРР, ЗПР со сверстниками

Часто у детей с диагнозом ЗРР и с диагнозом ЗПР сложно складывается общение со сверстниками.

Родителям очень больно наблюдать как их любимого малыша не принимают в игру, обижают или смеются над ним. Некоторые родители наивно полагают, что ситуация сама разрешится и игнорируют проблему.

Конечно, если вы читаете эту статью, то вы точно не относитесь к этой категории. И это правильно, ведь взаимоотношения со сверстниками играет важное значение в становлении личности малыша и определении его жизненной позиции.

Большой ошибкой станет оставить ребенка с этой проблемой один на один. Рассмотрим наиболее часто встречающиеся сложности. С ними может столкнуться любой даже вполне здоровый ребенок. Поэтому ознакомиться со статьей, в которой даны некоторые рекомендации для родителей, полезно будет любому любящему родителю.

Дети не понимают ребенка.

Из рассказа матери ребенка с диагнозом ЗПР: «Как-то мы с Кирюшей играли на детской площадке. Пришли две девочки, и дети стали вместе играть в какую-то подвижную игру. Вскоре они устали, и Кирилл решил предложить своим подругам другое занятие. Но вместо связанных предложений он начал говорить отдельные слова.

Мой мальчик так увлекся своей идеей, что даже не слушал предложения поиграть в другие игры. Подружки его не поняли, и вскоре ушли, а мой малыш смотрел им в след, не понимая, почему они не стали с ним играть.»

Из-за неправильного произношения звуков или неумения сформулировать свои мысли, ребенок остается непонятым другими детьми. Эту проблему в раз не решишь. Исправлением дефектов речи занимаются специалисты: логопеды и дефектологи. Важно исправно следовать их рекомендациям, советам, выполнять все упражнения, которые они задают. Вы и сами можете заниматься с ребенком (существует масса книг и пособий, посвященных этой проблеме).

Несмотря на то, что малыш говорит неясно, близкие люди его хорошо понимают. Старайтесь относится спокойно к этим «особенностям развития» ребенка. Выполняйте просьбы и отвечайте на вопросы так, будто бы он сказал нормально.

Другие дети командуют ребенком.

Для ребенка с проблемами речи характерна заниженная самооценка, неуверенность в себе. И если у другого ребенка хоть немного проявляются лидерские качества, он успешно начинает командовать им, навязывать ему свои решения.

Хотя это не самые неприятные последствия, это раздражает, как правило, успешных родителей, так как их чадо не похоже на них. Говорят, лидерами рождаются, но в какой-то степени повлиять на это можно. Никогда не сравнивайте малыша с другими детьми, если это сравнение оказывается не в его пользу. Так вы только усугубите проблему.

Наоборот, старайтесь чаще хвалить своего малыша. Он не должен чувствовать себя хуже других. В первую очередь нужно понять, что все дети развиваются по-разному, и в течение жизни восприятие мира и характер может поменяться несколько раз. Кроме того, родиться лидером это ещё не значит быть успешным по жизни. У ребенка могут быть другие полезные качества, которые помогут ему вырваться вперед.

Над ребенком смеются и обижают сверстники.

На такую ситуацию невозможно равнодушно смотреть. Трудно представить, что при этом испытывают родители этих малышей. Из-за того, что малыш не похож на всех и не может дать достойный отпор, над ним смеются и обижают, его игнорируют.

Некоторые дети, ради того, чтобы их приняли в игру, готовы терпеть издевательства и насмешки. Ребенок очень болезненно испытывает подобное к себе отношение. Невольно появляются вопросы: «Как предотвратить боль и разочарование малыша?» «Заступаться за него или учить ребенка самостоятельно давать отпор?». Конечно, эту проблему вы должны решать вместе.

В первую очередь нужно отдать ребенка в специализированный детский сад, где он не будет отличаться от своих сверстников. У ребенка должен быть товарищ, друг, который будет принимать его таким, какой он есть. Это может быть брат или сестра, ребенок подруги, с которым можно заранее поговорить и объяснить, почему его друг не такой как все.

Ребенка не принимают в игру.

Для восприятия информации детям с диагнозом ЗПР требуется сравнительно больше времени, чем обычному ребенку. Играя в новую игру, ему бывает сложно понять, чего от него требуют, и он не может или неправильно выполняет свою роль.

В результате дети исключают его из игры. Вам следует больше времени проводить с малышом, стараться больше играть с ним в разнообразные игры (врача, учителя), чтобы он смог воспроизвести эти роли в процессе игры с другими детьми.

Часто игры, в которые играют сверстники детям с ЗПР не интересны. Зато их может привлечь игрушка, предназначенная для детей младшего возраста. Не навязывайте малышу игры, в которые он не хочет играть.

Ваш ребенок развивается в соответствии со своими индивидуальными особенностями. ЗПР это не приговор. Существует масса учебных материалов, направленных на коррекцию и развитие познавательных процессов у детей. Очень хорошо себя зарекомендовало пособие Г. Кагарлицкой »Что, зачем и почему?».

Больше читайте с ребенком, внимательно рассматривая картинки; обсуждайте с ним прочитанные сказки, объясняйте незнакомые слова; старайтесь как можно больше рассказывать ребенку обо всем на свете, расширять его кругозор.

Если регулярно заниматься с малышом, вскоре он догонит своих сверстников. Все зависит от вас, ведь именно вы тот человек, который проводит с ним больше всего времени и отвечает за принятие важных решений и повседневных мелочей.