24.09.2016      1375      0
 

Открытое занятие по русскому языку и логопедии Тема: род имен существительных

Цель: совершенствовать навык определения рода имен существительных. Задачи. Коррекционно-образовательные: учить различать существительные мужского, женского и…


Цель: совершенствовать навык определения рода имен существительных.

Задачи.

Коррекционно-образовательные:

  • учить различать существительные мужского, женского и среднего рода путем подстановки к ним вспомогательных слов: он мой, она моя, оно моё;
  • упражнять в согласовании имени прилагательного с именем существительным в роде и числе;
  • проводить работу по устранению аграмматической дисграфии;
  • формировать навыки словоизменения и словообразования.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать внимание, память;
  • совершенствовать мыслительные процессы: анализ, синтез, обобщение, умозаключение;
  • обогащать и активизировать словарь за счет подбора антонимов;-развивать связную речь.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать у детей взаимовыручку и взаимоподдержку;
  • воспитывать культуру речевого общения.

Оборудование: карточки: муж. род, жен. род., ср. род, картинки с баскетбольными воротами, мячами, карточки с пословицами на магнитах; таблица «Занимательно о роде» (исторический факт); таблица «Род имен существительных»; карточки-призы с изображением мячей; таблица «Рефлексия»; конверты с домашним заданием.

Содержание занятия.

I. Организационный момент.

Говорим всегда красиво Чётко и неторопливо. Вспоминаем обязательно, Что учили на занятиях.

Логопед. Вот сейчас и вспомним, какая тема была на прошлом занятии, но сначала сделаем артикуляционную зарядку.

II. Артикуляционная зарядка: «Трубочка» — «Заборчик» — «Часики» — «Горка» — «Чашечка» — «Грибочек» — «Лошадка».

Так что мы учили на прошлом занятии?

Дети. Мы учили род имён существительных.

Логопед. Сегодня мы продолжим эту тему. Будем упражняться в определении рода имён существительных. Ваша цель — научиться правильно определять род имен существительных.

III. Повторение. Логопед. Пожалуйста, вспомните, что такое имя существительное. Приведите примеры.

Логопед. Какое число имеют имена существительные? Приведите примеры.

— А какой род имеют имена существительные?

— Как определить род имени существительного?

Дети рассказывают стихи, объясняют, как правильно определить род имени существительного.

Логопед. Дети, какие вы знаете слова-помощники для определения рода существительных?

Дети. Слова — помощники: он мой, она моя, оно моё.

Выставляется таблица «Род имён существительных. (Прил 1).

Логопед: Сейчас на практике узнаем, как вы умеете определять род имен существительных.

IV. Новый материал.

1. Работа на уровне слова. Слова записаны на доске.

Логопед. К данным существительным подобрать существительные противоположного значения. Определить род существительных. (Дети работают у доски).                 Радость–(печаль) Здоровье–(болезнь) Холод – (жара)

2. Работа на уровне словосочетания. На доске записаны словосочетания.

Логопед. Прочитайте словосочетания. Найдите и подчеркните существительные. Определите род имен существительных.

Густой лес. Играет гармошка. Высокое дерево. Свежая зелень. Молодой картофель. Красное яблоко.

3. Логопед. Сейчас вы узнаете очень интересный факт о роде.

Чтение таблицы, объяснение непонятных слов.(Прил 2)

4. Работа на уровне предложения.

Логопед. Прочитайте внимательно то, что написано на доске. Можно это назвать предложением?

Дети. Нет. Слова не связаны между собой по смыслу.

Логопед. Давайте составим предложения правильно и запишем их. Определим род имен существительных.

(Дети работают на доске и в тетрадях).

Можно поставить вопрос: день какой? Наступил «зимняя» день. /Наступил зимний день./На улице «сильный» метель./ На улице сильная метель./«Холодный» солнце не греет./ Холодное солнце не греет./

5. Следующее задание «Собери пословицу».(Прил 3)

Карточки с пословицами на магнитах находятся вразбивку на доске. Нужно собрать пословицы из разрозненных слов, объяснить смысл, определить род имён существительных.

Ученье, а неученье, свет, тьма.  /Ученье – свет, а неученье-тьма./Мир, а, война, строит, разрушает.  /Мир строит, а война разрушает./

6. Логопед. Хорошо поработали, а сейчас давайте поиграем. Игра называется «Забей гол!».(Прил 4).

Логопед показывает на картинке баскетбольную корзину и спрашивает: «Это что?»Дети. Корзина.

Логопед. Как она называется?Дети. Баскетбольная.

Логопед. А как называется игра? Дети. Баскетбол.

Логопед. А игроки?Дети. Баскетболисты.

Дети проговаривают слова баскетбольная, баскетбол, баскетболисты.Логопед. Какие ещё бывают корзины?

Дети. Для сбора грибов, ягод, овощей.

Логопед. Мы будем забивать картинки-мячи со словами и определять род имен существительных.

Кто правильно забьет все мячи, т.е. правильно определит род у существительных, тот и будет победитель и получит приз – картинку-мяч.(Приложение 5).

Дети забивают (распределяют) картинки-мячи по корзинам, объясняют свой выбор).

V. Физпауза.

7. Подобрать к данным прилагательным подходящие по смыслу

существительные. Определить род существительных. Составить с данными словосочетаниями предложения. Записать.

(Дети работают на доске и в тетрадях).

Ласковое (чай) Быстрая (солнце)Горячий(ракета)

Ласковое солнце освещает землю.В небо умчалась быстрая ракета.Мы пили горячий чай с вареньем.

8. Работа с компьютером.

Логопед. Прочитайте, определите род имен существительных,назовите лишнее слово.   Докажите, почему оно лишнее. Дети определяют род имен существительных, называют лишнее слово и убирают его.

Мозоль, медаль, корабль, лопата.

Диктант, работа, вагон, орел.

Окно, солнце, сова, дерево.

VI. Итог урока.   Оценки.

Логопед. Какой род бывает у имен существительных? Как определить род имен существительных? Приведите примеры.

VII. Рефлексия. (Приложение 6)

VIII. Домашнее задание. (Приложение 7) Котлова А.А. учитель-логопед, ГБОУ АО СКОШ №31