Цели:
1. Учить четко произносить слова слоговой структуры 1-го типа.
2. Учить образовывать двусложные слова, выраженных именем существительным множественного числа от односложных слов единственного числа в именительном падеже.
3. Упражнять в слоговом анализе и синтезе.
4. Расширять и активизировать словарный запас.
5. Развивать слуховое и зрительное внимание, память, логическое мышление.
Оборудование: цветик-семицветик, карточки с цифрами, фишки-символы, конверты со слогами, схемы слов, плакат с ребусом, буквы, мяч, корзинка с угощением.
Ход занятия
1) Организационный момент.
Дети входят в зал, здороваются с гостями и становятся полукругом около логопеда.
Логопед:
— Дети, посмотрите на этот чудесный цветок. А кто из вас знает, из какой сказки он к нам попал?
Дети:
— Из сказки “Цветик-семицветик”.
Логопед:
— Вы правы, действительно, этот цветок из сказки “Цветик-семицветик” Валентина Катаева.
-Это не простой цветок, а волшебный. А почему он волшебный?
Дети:
— Цветок волшебный, потому что выполняет желания.
Логопед:
— В сказке цветик-семицветик помогал Жене выполнять желания, а сегодня мы будем выполнять задания волшебницы, которые она спрятала в цветке.
— И так, начинаем. (Логопед отрывает первый лепесток.)
— Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Логопед читает задание на лепестке:
— Ребята. Проговорите чистоговрки, следите за своей речью.
* Та-та-та — это вата.
* Да-да-да — у Димы еда.
* Чу-чу-чу — дыню хочу.
* Лы-лы-лы — я мою полы.
* Шо-шо-шо — говорю я хорошо.
* Ру-ру-ру — шубу беру.
— Молодцы! А сейчас сядет на свое место тот, кто придумает слово из одного слога. (Дети называют слова и садятся на свои места.)
2) Основная часть.
1. – Дети, посмотрите внимательно на столы. Найдите карточки с цифрами, они помогут нам получать задания от волшебницы. Первый лепесток мы с вами уже сорвали.
Какой теперь лепесток нам надо сорвать? (Дети: “Нам надо сорвать второй лепесток.)
— У кого цифра? Покажите.
Логопед подходит к ребенку, который показал 2 и предлагает отыскать нужный лепесток и оторвать его.
Все хором вместе с учителем-логопедом говорят слова:
— Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Игра “Договори словечко”,
Я буду говорить начало слова, а вы должны его закончить слогом – ША, а затем назвать всё слово. Запомните свои слова.
Логопед Ребенок
Ке — … … — ша, Кеша
Лё — … … — ша, Лёша
Да — … … — ша, Даша
МА — … … — ша, Маша
Ми — … … — ша, Миша
Па — … … — ша, Паша
— Молодцы, а теперь вспомните каждый свое слово, посчитайте слоги и покажите нужную карточку-схему. ( Дети показывают схему.)
— Вы отлично справились со вторым заданием волшебницы.
2. – Ребята, а какой следующий по счету лепесток надо найти? (Дети: “Третий.”.)
— У кого карточка с цифрой 3? Покажите.
Ребенок отыскивает лепесток с цифрой 3 и отрывает его. Все хором проговаривают слова:
— Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Логопед берет лепесток и читает задание:
— Достаньте из конвертов карточки, на которых написаны слоги. Вы должны поставить их в нужном порядке, чтобы получились слова.
Дети выполняют задания, педагог контролирует.
* си, гу — гуси
* са, ли — лиса
* бы, зу — зубы
* ка, ру — рука
* та, ва — вата
* ша, ка — каша
Дети по очереди читают слова.
— Молодцы. А теперь надо зашифровать свои слова.
Дети шифруют слова фишками-символами.
— Сколько слогов получилось в ваших словах? (Дети: “Два”.)
— Почему в словах по два слога? (Дети: “В слове два слога, потому что две гласных.”)
— Молодцы, отлично справились с этим заданием волшебницы.
3. – Теперь надо взять следующий лепесток. Какой он будет по счету? (Дети: “Четвертый.”)
— У кого карточка с цифрой 4?
Ребенок находит лепесток с цифрой 4 и отрывает его. Все хором говорят слова:
— Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Логопед читает задание:
— Поиграем в игру “Один – много”.
для этого вы должны тихонько встать со своих мест, подойти ко мне и встать полукругом.
— Я называю слово из одного слога, оно обозначает один предмет, и бросаю вам мяч. А вы, поймав мяч, должны назвать слово, которое обозначает много предметов. Например: бык – быки. Запомните свои слова, потому что после игры надо будет сказать, сколько слогов получилось в слове у каждого.
Логопед Ребенок
Сад сады
Дом дома
Кот коты
Дуб дубы
Мак маки
Кит киты
— Сколько слогов получилось в ваших словах?
Первый ребенок должен прохлопать.
Второй – попрыгать на левой ноге.
Третий – покачать головой.
Четвертый – прошагать.
Пятый – попрыгать на правой ноге.
Шестой – присесть.
— Молодцы! Вы отлично справились и с этим заданием бабушки-волшебницы. Проходите на свои места.
4. – Какой лепесток нам надо сорвать сейчас? (Дети: “Пятый”.)
— У кого карточка с цифрой 5?
Ребенок находит нужный лепесток.
— Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Логопед читает задание:
— Сейчас мы поиграем в игру “Волшебная цепочка”.
Один из вас называет любое слово из двух слогов. Второй должен назвать свое слово из двух слогов на последний звук первого слова и т.д.
Логопед следит за выполнением задания и звукопроизношением детей.
— Молодцы, ребята! Пятое задание волшебницы выполнили отлично.
5. Какой следующий лепесток нам надо взять? (Дети:“Шестой”.)
— У кого карточка с цифрой 6?
Ребенок берет лепесток с нужной цифрой. Все произносят слова:
— Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
Логопед читает задание:
— Нам необходимо разгадать ребус по первым звукам названия картинок и выложить получившееся слово соответствующими буквами.
Дети называют картинку, определяют первый звук, находят нужную букву и ставят ее под ребус. Читают получившееся слово.
Бабочка (картинка) | Арбуз (картинка) | Носок (картинка) | Апельсин (картинка) | Ножницы (картинка) |
Б | А | Н | А | Н |
— А теперь давайте зашифруем это слово.
Ребенок шифрует слово БАНАН (C,, К,. С., К., С.)
— Сколько слогов в этом слове?
— Почему? (Дети: “В слове БАНАН два слога, потому что две гласных: а. а)
— Молодцы, ребята!
6. – У нас остался последний лепесток. Под каким он номером?(Дети: “ Под номером семь”.)
— У кого такая цифра?
Ребенок открывает последний лепесток. Все говорят слова:
— Лети, лети, лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг,
Возвращайся, сделав круг
Лишь коснешься ты земли,
Быть по-моему вели.
3. Итог занятия.
Логопед читает послание на седьмом лепестке:
— Волшебница пишет, что задания для вас у нее закончились, и она хочет узнать, что вам понравилось на занятии?
Дети по очереди высказывают свое мнение.
— Молодцы, ребята, вы все сегодня поработали отлично. Бабушка-волшебница передала для вас угощение.
Дети получают угощение. Горбацкая С.Г., учитель-логопед высшей квалификационной категории.