11.04.2012      1126      0
 

Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные дорожки»

Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как…


Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные дорожки»

Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные дорожки»

Коррекционная работа с дошкольниками, страдающими общим недоразвитием речи, представляет сложную проблему для специалистов, так как данная группа детей характеризуется различной природой дефекта и неоднородностью клинических проявлений. Одним из основных приемов коррекции является использование дидактических игр и игровых пособий.

Чаще всего  основная работа проводится за столом, когда сидит ребенок вместе с логопедом, повторяет определенные слова и играет с картинками и пособиями, лишь изредка поднимаясь для выполнения физкультурных минуток.

Я предлагаю многофункциональное игровое напольное пособие “Волшебные дорожки”, построенное на сочетании движения, в данном случае шагов, и дидактических игр.

«Волшебные дорожки» — это самодельное пособие, которое представляет собой длинное напольное полотно ( 3 метра) из плотной бумаги с наклеенными картинками и заданиями, покрытое прозрачной пленкой для возможности многократного использования. Основные картинки – это дорожка из следов ступней ребенка разноцветных цветов, показывающие направление движения и в зависимости от игры символизирующие выполнение заданий определенной направленности и дорожка разноцветных следов «невиданных зверей». Также имеются на игровом поле картинки – «полянки», обозначающие задания и картинки – «цветы» с написанными на них цифрами от 1 до 10. В комплект также входят: мяч, большой кубик с точками от 1 до 6, набор разноцветных карточек, символизирующих определенные задания.

Многофункциональное дидактическое пособие «Волшебные дорожки»1

Дидактические игры с пособием «Волшебные дорожки»

1. Игра « Волшебные шаги»

Цели: автоматизация и дифференциация поставленных звуков

Варианты игры:

1) Послушать и повторить предлагаемый автоматизируемый звук, слог, слово, фразу, шагая по следам любой из дорожек. Один шаг – одно проговаривание.

2) Послушать, запомнить и повторить пары (тройки) слогов, слов, словосочетаний, шагая по выбранной дорожке.

3) Попадая на след желтого цвета, проговаривать слог СА, на след красного – слог ША и т.п. ( РА-ЛА, ЧА-ЩА и т.д.)

4) Шагать по цветочкам с написанными цифрами и проговаривать слог, слово столько раз, какая цифра на нем написана. Шагать можно как в прямой последовательности ( от 1 до 10), так и в обратной и в хаотичном порядке.

2. Игра «Путешествие с мячом»

Цели: автоматизация звуков в словах и в речи, активизация словаря по изучаемым темам, формирование грамматических категорий, навыков звукового анализа и синтеза, развитие связной речи.

Передвигаясь по следам, ребенок с каждым шагом ловит бросаемый логопедом или другим ребенком мяч и отвечает на поставленный вопрос или выполняет необходимое задание. Игра может проходить в виде соревнования, когда дети по очереди проходят по всем следам волшебной дорожки, и в конце определяется победитель, который не допустил ни одной ошибки.

Варианты дидактических игр, которые можно использовать в этой игре : «Назови слово» (в соответствии с изучаемой темой), « Опиши предмет. Какой он?»,  «Назови слово ласково», « Один-много», «Нет чего?» и многие другие

3. Игра « Ходилки с картинками» Около следов раскладываются картинки в зависимости от поставленных целей и задач. В этой игре могут быть использованы все возможные варианты игр с картинками. Ребенок шагает по следам и называет разложенные рядом картинки. Удобнее использовать дорожку с разноцветными следами ступней.

4. Игра «Конверты — сюрпризы» В игре используются конверты с различными заданиями и кубик с точками от 1 до 6. Около определенных следов кладутся конверты с заданиями. Ребенок бросает кубик, который определяет, на какое количество шагов нужно пройти, и выполняет то задание, которое предлагается в конверте.  В конверте могут быть задания с картинками на автоматизацию звуков, на звуковой анализ или синтез, на развитие познавательной деятельности, на совершенствование мелкой моторики (например: выложить из палочек фигуру, нарисованную на листочке, из палочек или из крупы и т.д.).

5. Игра «Путешествие с кубиком по разноцветным следам » В игре используется кубик с точками от 1 до 6 и карточки с заданиями в зависимости от поставленных задач: автоматизации звуков или работы по лексическим темам. Бросая кубик, ребенок перемещается по разноцветным следам на выпавшее количество точек и выполняет соответствующее цвету задание. Каждый цвет отвечает за определенную категорию.

Использование пособия «Волшебные дорожки» способствует развитию практически всех сторон речевой деятельности, развивает познавательную сферу, общую и мелкую моторик. Предложенные игры каждый педагог может совершенствовать, дополнять, находить новые варианты проведения, опираясь на свой творческий потенциал и фантазию. Позднякова О.А. учитель-логопед, МДОУ