22.07.2014      928      0
 

Мифы народов Африки, какие они?

Подавляющее большинство африканских племен верило в существование верховного бога. У этого божества более 200 имен…


Мифы народов Африки, какие они?

Мифы народов Африки, какие они?

Подавляющее большинство африканских племен верило в существование верховного бога. У этого божества более 200 имен на разных языках. Народы Мали поклонялись ему под именем Аммы, а южноафриканские народы тембу — под именем Унвали. Этот бог сотворил мир, но в дела человечества он не вмешивается: слишком уж он далек от земного мира. Именно так воспринимают верховного бога практически все африканские племена к югу от Сахары, не успевшие принять ислам или христианство. Таким образом, молиться и приносить жертвы имеет смысл только низшим богам или духам, каждый из которых наделен вполне конкретными функциями.

В числе младших божеств — реальные или мифические предки племени, приобретшие в легендах сверхчеловеческие черты. Один из таких легендарных предков — Тсуи-Гоаб, которому поклоняются в Намибии. Если племя попадает в беду, то нередко считается, что предок племени чем-то оскорблен и его следует умилостивить.

Мир духов

По всей Африке распространена вера в то, что умершие люди продолжают жить в виде духов. Зулусы и некоторые другие народы верят, что духи обитают на небе. В других племенах, например, у нигерийских игбо, считается, что они живут в подземном мире. Народ конго представляет мир двухчастным: живые люди обитают в верхнем мире, а духи умерших — в нижнем, под землей.

Мир живых и мир мертвых похожи друг на друга: и там, и там есть реки, холмы и деревни. Но подземный мир перевернут вверх тормашками. В других мифах объясняются загадки природы, тайны жизни и смерти. Многие африканские мифы утверждают, что вначале смерти не было; она появилась лишь после того, как кто-то нарушил законы, проявил леность или неблагодарность. Иногда смерть приносит в мир какое-либо животное; так, суданский миф винит в этом гиену и птицу ткачика.

Силы природы

Силы природы в африканских мифах нередко предстают чудовищными и грозными. Поэтому, к примеру, гром и молния ассоциируются с могущественным богом, который один только и способен повелевать ими. Таков бог Шанго — владыка грозы в мифологии йоруба. Африканцы понимали, что засуха может обернуться ужасным несчастьем, погубит урожай и скот. Поэтому дождями тоже должно было управлять могущественное божество — такое, как хозяйка дождя Моджаджи в мифах доведу. Дождь вообще занимает исключительно важное место в мифах всех народов Африки. У кенийской группы племен луо есть предание о том, как одна старуха научилась управлять дождем. Но вместе с дождем являлись гром и молния.

Люди так боялись их, что в конце концов прогнали старуху. И тогда какой-то мужчина приютил старуху у себя, а та научила его вызывать дождь. И мужчина стал ходить по деревням и спасать людей от засухи, требуя, однако, плату за свою работу. Африканцы верили (и верят до сих пор), что природные катаклизмы — засуху, неурожай, мор, падеж скота, нашествие саранчи — можно предотвратить, если вовремя принести жертвы духам. Все можно предусмотреть — случайностей не бывает. По сей день популярны среди африканцев предания о героях или богах — предках того или иного племени. Эти мифы постоянно пересказывают, чтобы дать молодежи образец для подражания и пробудить в людях чувство гордости за свое племя.

Цари и вожди былых времен совершали великие подвиги, проявляя невероятную силу или хитрость. После смерти некоторые из них становились богами. Так, Шанго некогда был нигерийским царем. Еще один персонаж такого рода — угандийский царь Кинту, который прошел пять «невозможных» испытаний и получил в жены дочь бога неба.