23.01.2017      1196      0
 

Методы приучения ребенка к горшку

В вопросе приучения ребенка к горшку всех родителей можно разделить на два типа: старающиеся приучить…


В вопросе приучения ребенка к горшку всех родителей можно разделить на два типа: старающиеся приучить ребенка к горшку с младенчества и пытающиеся оттянуть этот процесс на более поздний срок.

Родители первого типа с самого раннего возраста стараются привить ребенку потребность в дисциплине, чистоте и порядке. Они не ленятся терпеливо и настойчиво приучать ребенка к горшку как можно раньше. Они воспитывают в ребенке чувство брезгливости и дискомфорта, если штанишки грязные, мокрые и плохо пахнут. Дети у таких родителей рано становятся самостоятельными и могут обходиться без посторонней помощи. Очень важно при этом соблюдать чувство меры, чтобы хорошие устремления не переросли в диктат. Если родители ведут себя очень строго и ребенок попросту их боится, то результаты такого воспитания могут оказать влияние на формирование сознания ребенка, лишая его самостоятельности и индивидуальности. В дальнейшем такой ребенок будет бояться принимать самостоятельные решения в трудных жизненных ситуациях.

Родители второго типа не придают приучению к горшку большого значения. Они стараются оттянуть этот процесс на возможно более поздний срок, предпочитая менять пеленки до двух и более лет. Дети у таких родителей поздно начинают пользоваться горшком, иногда приобретают необходимые навыки подражая в этом своим сверстникам, что не исключает того, что в потребности использования горшка они ни в коей мере отставать не будут. Истоки разного поведения родителей следует искать в их детстве.

Если родители боятся помочь ребенку. В последних работах педиатров, психологов и психиатров проблеме приучения ребенка к горшку придается большое значение. Дети, которых рано начали приучать к горшку, в последствии могут расти раздражительными, нервными и упрямыми, слишком большое внимание придающими чистоте. Из рассказов педиатров известно, что те матери, которые в свое время очень рьяно приучали к горшку первого ребенка, с большей осторожностью и опасением приступают к этому процессу со вторым ребенком. И каково же бывает их изумление, когда в конце второго года жизни ребенок самостоятельно начинает проситься на горшок. В настоящее время некоторые педиатры считают, что к потребности пользоваться горшком ребенок в свое время придет сам и не следует родителям в этом вопросе прилагать столько усилий. Рекомендации этих педиатров не всегда приводили к успеху. Некоторые родители вообще переставали приучать ребенка к горшку, боясь «переборщить». Некоторые же родители в душе были не согласны с педиатрами, и только из уважения к их авторитету следовали их советам, что тоже большой пользы не приносило.

Во всяком деле должна быть золотая середина, и всегда необходимо помнить, что все дети разные, со своим организмом и своим характером. Как и родители тоже разные. Нельзя слепо следовать чьим – либо советам, а нужно учитывать индивидуальные особенности своего ребенка. Для того, чтобы приучить ребенка к горшку, мать должна проявить максимум усилий и терпения. Ни в коем случае не показывать ребенку раздражения, если с первой попытки вы не добились успеха. Только если вы будете доброжелательны, если будете поощрять ребенка, он с вашей помощью научится пользоваться горшком.

В первый год своей жизни ребенок не контролирует работу мочевого пузыря и кишечника. И если с первых месяцев жизни ребенка вы будете подставлять горшок, когда он испражняется, то большой пользы это не принесет. Только по истечении многих месяцев ребенок начнет осознанно относиться к происходящему и принимать в нем участие. Пока ребенок не начал самостоятельно сидеть, нет смысла начинать приучать его к горшку. И мало того, ребенок должен понимать, чего от него хочет мать. Слишком раннее приучение ребенка к горшку может привести к тому, что мать этой проблеме станет уделять чрезмерное внимание, становясь слишком требовательной и раздражительной. Всему свое время. Ребенок подрастет и научится пользоваться горшком.

Методы приучения к горшку со второй половины первого года жизни. Когда ребенку исполнится 7 месяцев, его осторожно можно начинать приучать к горшку. Этот совет относится к тем родителям, которые стремятся приучить своего ребенка к горшку как можно раньше. Их усилия увенчаются успехом лишь в том случае, если испражнения бывают у ребенка регулярно, минут через десять после завтрака. И хотя ребенок уже умеет хорошо сидеть и частично управлять своим туловищем, в этом возрасте ребенок еще не контролирует своих действий, он просто привыкает к ощущениям, которые возникают у него после сидения на горшке и испражнения. Следует иметь в виду, что у такого маленького ребенка не хватит терпения сидеть долго, ни в коем разе не стоит насильно заставлять его долго сидеть на горшке, в противном случае вы только вызовите у него чувство противодействия и упрямства. И если стул у вашего ребенка не регулярный, не торопитесь, дайте ему подрасти, поскольку, чтобы достичь успеха, вам придется высаживать ребенка на горшок часто и надолго, что ни к чему хорошему привести не может. До года ребенок редко приучается проситься на горшок, так как плохо понимает, чего от него хотят.

Метод приучения к горшку в первой половине второго года. Когда ребенку исполняется год, многие родители настойчиво начинают приучать его к горшку. В этот период своей жизни ребенок осознанно воспринимает отдельные части своего тела и их функциональное назначение. Так как дети очень любопытны, то ребенок обращает внимание на результаты мочеиспускания и испражнения. Посидев на горшке и получив ожидаемый результат, ребенок встает удовлетворенный, а если мать еще и похвалит его, то у ребенка вырабатывается привычка к постоянному использованию горшка в нужный момент. Успеха легко можно добиться, если стул у ребенка регулярный и бывает в одно и то же время, тогда матери достаточно на 10 – 15 минут посадить его на горшок. Спустя некоторое время, ребенок будет приучен к горшку.

Метод терпения. Во второй половине первого года жизни ребенок начинает ощущать полноту мочевого пузыря и прямой кишки и именно в этом возрасте многие родители начинают приучать ребенка к горшку. Для осуществления этого от родителей не требуется много усилий. В этом возрасте ребенок уже в состоянии определенными знаками или звуками, понятными матери, попроситься на горшок. Родители должны быть внимательными к требованиям ребенка, чтобы не упустить нужный момент.

Если у ребенка регулярный стул, то после завтрака его можно на непродолжительное время высаживать на горшок. Начинать это делать систематически можно с полутора лет, так как в этом возрасте ребенок уже в состоянии понять, чего от него хотят. Мать должна поощрять его, тогда у ребенка и на следующий раз будет желание попроситься на горшок.

В случае, если ребенок не пользовался горшком и запачкал штанишки, следует мягко указать ему на неприятные ощущения и объяснить, что если бы он сделал это в горшок, то штанишки остались бы чистыми и сухими.

В любой ситуации родители должны быть терпеливы, так как процесс приучения ребенка к горшку не терпит поспешности и нервозности. Маленький ребенок не всегда в состоянии понять, чего от него хотят взрослые. Он может обратиться к матери и указать на свои испачканные штанишки, что уже является прогрессом, мать же в свою очередь должна спокойно пожурить ребенка и предложить на следующий раз воспользоваться горшком. Через некоторое время ребенок сам проявит инициативу в этом вопросе.

В деле приучения ребенка к горшку важным является тон взаимоотношений матери и ребенка. Следует помнить, что криками и угрозами результата не добиться. Не наказывайте ребенка, если он в очередной раз испачкал штанишки, не попросившись на горшок. Старайтесь спокойно объяснить ему, что туалетом пользуются и дети, и взрослые, и что гораздо приятней быть чистым и сухим, чем грязным и мокрым. Если ваши усилия не приносят ожидаемых результатов, оставьте ребенка в покое на некоторое время. Старайтесь быть спокойной и терпеливой. Продумайте, какие подходы вы могли бы еще использовать. И будьте уверенны – ваши труды увенчаются положительными результатами.

Если ребенок сопротивляется. Если очень настойчиво и энергично приучать ребенка к горшку, это может вызвать сопротивление с его стороны. Насильно посаженный на горшок ребенок может сдерживаться в течение длительного времени. Такое состояние ребенка носит название психологического запора. Организму ребенка это редко приносит значительный урон, скорее оно является показателем состояния его нервной системы.

Сопротивление сидящего на горшке ребенка можно смягчить, лаская его, рассказывая что — то приятное и интересное, неназойливо напоминая, зачем он сидит на горшке. Постарайтесь сломить упорство ребенка лаской и вниманием. Если по истечении 10 минут сидения на горшке результатов так и не будет, не настаивайте, отпустите ребенка. И если даже он вскорости испачкает штанишки, постарайтесь не показать своего раздражения, иначе вы только усугубите ситуацию. Сопротивление ребенка, не желающего пользоваться горшком, может длиться неделю и больше. Будьте терпеливы. Оставьте свои попытки на некоторое время, старайтесь разговорами и рассказами побороть сопротивление ребенка и тогда в один прекрасный день ваш ребенок спокойно и с удовольствием воспользуется горшком.

Бывают случаи, когда сопротивление ребенка настолько сильно, что он категорически отказывается садиться на горшок. И никакие уговоры, ласки, обещания не могут принудить его к этому. Возможно, ребенок почему – то боится испражняться в горшок, тогда было бы ошибкой насильно удерживать его на горшке. Оставьте ребенка на некоторое время в покое, но постарайтесь найти возможность наглядно убедить его в том, что другие дети ходят на горшок с удовольствием. Если же такой возможности у вас нет, спокойно и деликатно продолжайте убеждать своего ребенка в необходимости пользоваться горшком. И когда по реакции ребенка вы поймете, что он готов повторить попытку, только тогда попробуйте осторожно усадить его на горшок. Ни в коем случае не применяйте для этого силу, иначе все ваши усилия пропадут напрасно.

Боязнь твердого болезненного стула. Некоторые дети склонны к запорам. Сформированный при этом твердый кал, выходя, причиняет ребенку боль. Не всегда твердый стул бывает болезненным. При так называемом спастическом запоре кал выходит в виде маленьких твердых шариков не причиняя боли. Если же кал сформировался в виде большого куска с широким диаметром, то при испражнении такого кала могут наблюдаться болезненные ощущения, сопровождаемые образованием трещин в заднем проходе. Такие трещины травмируются при каждом испражнении, делая его очень болезненным, и долго не заживают. Ребенок, который испытал такую боль, всеми силами будет стараться избежать испражнений. Отсутствие стула в течение нескольких дней сделает кал еще тверже и, следовательно, процесс испражнения доставит ребенку боль еще сильнее.

Родители немедленно должны обратиться к врачу, который назначит необходимое лечение. Особое внимание следует уделить питанию такого ребенка. Хорошее воздействие оказывает чернослив, который в умеренных дозах можно давать каждый день, хлеб, испеченный из муки грубого помола, крупы, особенно полезна овсяная крупа. Естественно, ребенок, который неоднократно испытал боль при испражнениях, будет бояться горшка. Следует мягко и терпеливо убеждать ребенка в том, что после приема лекарств боли больше не будет. Если же вы наблюдаете, что боли у ребенка не прекратились, его нужно показать врачу. Возможно, в заднем проходе образовалась долго не заживающая трещина. Бывают случаи, когда необходимо под наркозом растянуть задний проход.

Чего следует избегать, если ребенок упорно отказывается пользоваться горшком. Если ваш ребенок, несмотря на все ваши уговоры, так и не соглашается пользоваться горшком, будьте терпеливы, иначе вы только усугубите положение. Нельзя заставлять ребенка часто и подолгу сидеть на горшке, ни к чему хорошему это не приведет, а только усилит сопротивление ребенка. Если родители сердятся, ребенок постоянно чувствует себя виноватым, не способным исправиться, что в дальнейшем может сказаться на его характере. Он, повзрослев, станет излишне суетливым, не уверенным в себе человеком, падающим духом в трудной ситуации и совсем не умеющим наслаждаться жизнью.