10.09.2018      450      0
 

Методы и приёмы работы с заикающимися детьми

Детское заикание сложное речевое нарушение с расстройством темпа, ритма и плавности устной речи. В работе по коррекции…


Методы и приёмы работы с заикающимися детьмиДетское заикание сложное речевое нарушение с расстройством темпа, ритма и плавности устной речи. В работе по коррекции речи следует придерживаться поэтапного воздействия с постепенным усложнением форм речи и ситуаций общения. В речевых детских садах и речевых группах должны быть созданы благоприятные условия для разностороннего воспитания и обучения детей с заиканием: в полной мере должно использоваться комплексное воздействие на заикающегося, и в то же время должно осуществляться воспитание ребенка в естественной обстановке детского сада.

Логопедическая работа воспитателя с группой заикающихся детей своеобразна и многогранна. Ему приходится совмещать прохождение программного материала с логопедией учебного процесса и всех режимных моментов. Помимо этого, воспитатель в течение всего года осуществляет контроль за лечением, назначенным врачом-невропатологом, и выполняет ряд специфических мероприятий по организации режима для заикающихся детей, заботится о создании в группе спокойной, доброжелательной обстановки, в некотором увеличении длительности прогулок и сна, и также должен следить за проведением закаливающих процедур. Воспитывать у детей уверенность в себе, сознание своей полноценности, желание избавиться от речевого дефекта.

Как работать с заикающимися детьми?

При прохождении программы с заикающимися детьми, вполне допустима перестановка некоторых программных задач и перенос более трудных тем на середину или конец учебного года, что обусловлено этапностью коррекции и постепенным усложнением речевого общения.

Подобные группы в основном разновозрастные, поэтому распределение программного материала в них вариативно и зависит от степени тематической и речевой подготовленности детей, а также от методической подготовленности самого воспитателя. В начале учебного года занятия обычно планируются по нижней возрастной группе, а с середины года постепенно усложняются. Так, например, на занятиях по ручному труду первоначально превалирует предметное изображение и лишь значительно позже – сюжетное.

Основная задача – коррекция личности заикающегося и его речевого нарушения – осуществляется благодаря обязательному контакту воспитателя с логопедом. Вся работа ведется в тесном контакте с логопедом и под руководством логопеда. Работа воспитателя в группе заикающихся детей предусматривает все этапы логопедического воздействия ни их поведение и речь: от режима молчания до общения свободной речью.

Поступающие в речевую группу дошкольники имеют различные отклонения и в нервно-психическом развитии и в поведении. У них отмечаются нарушения произвольной моторики, внимания, повышенная нервность, раздражительность, недостаточно развиты подражательность, общительность, активность в деятельности, самостоятельность, чувство коллективизма. Поэтому особое значение приобретает формирование коллектива из вновь пришедших детей. Воспитатель объясняет им правила поведения в речевой группе, обучает детей спокойным совместным играм, стремится создать атмосферу доброжелательности и внимания к каждому ребенку. Важно приучить детей слушать взрослых и с первого раза выполнять все их требования, спокойно вести себя в новой обстановке, выслушивать собеседника. Это необходимо для выполнения в будущем режима молчания и шепотной речи.

Результаты наблюдений за детьми воспитатель заносит в тетрадь «Учета особенностей речи детей», и к концу сентября оставляет на каждого ребенка характеристику. В этом же месяце на основе материала по изучению заикающихся детей проводится организационное родительское собрание. Родителей подробно знакомят с требованиями и обязанностями по каждому разделу логопедической работы, объясняют им значение и важность единых требований к заикающимся в процессе коррекционной работы.

Родители должны понять, что очень важным стимулирующим средством коррекции личности ребенка и его речевого нарушения является дневник, в котором ежедневно отмечается поведение ребенка утром и вечером в группе, на занятиях у логопеда и в домашних условиях.

Когда детский коллектив сформирован, педагог вполне овладел им, научил детей спокойным совместным играм, воспитал у них способность выполнять все требования и просьбы с первого раза, можно приступить к проведению режима молчания в течение 3 – 6 дней. Весь обслуживающий персонал детского сада говорит шепотом, родителей также предупреждают об ограничение речевого общения с детьми. В этот период особенное внимание уделяется развитию памяти, внимания, мыслительных операций.

Чтобы исключить активное общение детей с помощью громкой речи, воспитатель каждому придумывает занятие: один рисует, другой делает кораблик, третий строит из кубиков, четвертый выкладывает узор их мозаики. На данном же речевом этапе продумывается и проведение прогулок таким образом, чтобы у ребят не было возможности свободного общения. Можно погулять по улице, рассматривая витрины и транспорт, поиграть в подвижную без речевую игру, понаблюдать за погодой, послушать рассказ воспитателя. Занятия во время режима молчания носят обучающий характер: обучение правильным приемам лепки, аппликации, рисования; рассказывание сказок воспитателем на занятиях по родному языку; сравнение предметов по длине, раскладывание их в убывающем и возрастающем порядке.

Все указанные условия относятся и к следующему этапу – шепотной речи. Он продолжается 10 – 12 дней. Переход осуществляется постепенно, мягко, воспитатель следит за тем, чтобы дети не говорили усиленным, напряженным шепотом. В утренние и вечерние часы проводится индивидуальная и коллективная логопедическая работа по заданиям логопеда.

Основа для этого навыки которые дети приобрели на логопедических занятиях. В режимные моменты воспитатель организует умывание, одевание, прием пищи ,и, одновременно упражняет детей в кратких или развернутых ответах на вопросы, в зависимости от индивидуальных возможностей детей и этапа логопедической работы.

В период ограничения речи воспитатель организует спокойные игры в первую половину и вторую половину дня – использует настольные игры, конструкторы, оборудованные отдельные зоны в группе для проведения индивидуальных игр . Дефицит двигательной активности воспитатель устраняет путем организации подвижных игр на прогулке и физкультурных занятиях. Воспитатель ежедневно проводить занятия в утренние и вечерние часы. Длительность занятий зависит от возраста детей – с обязательной физкультурной паузой , когда дети отдыхают, занимаются несложными физическими упражнениями.

Программу разработанную логопедом для каждого ребенка, куда входят упражнения на развитие моторики артикуляционного аппарата, мелкой моторики пальцев рук, автоматизация и дифференциация поставленных звуков, лексико-грамматические задания, воспитатель осуществляет на индивидуальных занятиях , которые длятся 10-15 минут. При работе с заикающимися детьми воспитателю необходимы следующие качества: умение подойти к ребенку, учитывая его индивидуальные особенности, педагогический такт, спокойный, доброжелательный тон.