17.04.2014      892      0
 

Логопедическое занятие с использованием произведений малых фольклорных жанров “Покровские посиделки у печи”

Задачи: Коррекционно – развивающие: активизировать просодическую сторону речи; развивать фонематический слух и слуховую память, общую…


Задачи:

Коррекционно – развивающие: активизировать просодическую сторону речи; развивать фонематический слух и слуховую память, общую и мелкую моторику; связную речь.

Коррекционно–обучающие: обогащать словарь; развивать мыслительные способности; учить осознавать телесные ощущения и эмоции; прививать навыки самооценки своего труда.

Коррекционно-воспитательные: формировать желание активно работать на занятиях; развивать юмор и воображение; воспитывать умение чтить традиции посредством народного творчества.

Материал: аудиозапись русской народной мелодии, макет печи, деревянные ложки, соленое тесто, предметы печной утвари.

Ход занятия:

Дети вместе с логопедом под русскую народную музыку входят в русскую избу, здороваются различными частями тела (правая рука справой, нос с носом, пятка с пяткой, спина со спиной) и садятся на скамейки.

Организация начала занятия:

С добрым утром, глазки,

Поглаживают закрытые глазки.

Вы проснулись.

Открывают глаза, смотрят в “бинокль”.

С добрым утром, ушки,

Поглаживают ушки.

Вы проснулись.

Прикладывают ладонь к ушам.

С добрым утром, ручки,

Поглаживают руки сверху вниз.

Вы проснулись.

Встряхивают кистями рук.

С добрым утром, ножки,

Поглаживают ножки сверху вниз.

Вы проснулись.

Глазки – смотрят, смотрят;

Прикладывают ладонь к глазам.

Ушки – слушают, слушают;

Прикладывают ладони к ушам.

Ручки – хлопают, хлопают;

Хлопают ручками.

Ножки – топают, топают.

Топают ножками.

Я проснулась!

Потягиваются высоко.

Логопед:

Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.

Снова осень за окошком,
Дождик сыплется горошком,
Листья падают шурша,
Как же осень хороша.

Листья золотом расшиты,
Тропки дождиком умыты,
В ярких тапочках грибы,
Все нам, осень, даришь ты!

— существует ребята, много осенних праздников: Дождинки, Покров, Кузьминки, Новолетие и другие.

Давайте вспомним пословицы и поговорки об осенних праздниках и народных приметах.

Пришел варфоломей жито на золу сей

Иван постный –отец крестный.

Иван постный пришел-лето красное увел.

Семен лето провожает новое наводит.

Покров – первое зазимье.

На покров до обеда осень, а после обеда – зима.

Логопед: А в старину еще говорили: “Пришел к нам октябрь – батюшка, привел с собой праздник Покров”. Совсем недавно был этот праздник.

— Вот так чудо — чудеса –
Пожелтели все леса,
Осень землю покрывает
Пестрым праздничным ковром –
Так природа поздравляет
Нас с великим Покровом.

По народной традиции в этот день отмечалась встреча Осени с Зимой. Самоназвание Покров люди связывали с первым снегом, который покрывал землю, указывая на близость холодов. До покрова люди заканчивали полевые работы и серьезную подготовку к зиме.

А какие пословицы и поговорки о труде вы знаете?

Дети: Без труда не выловишь и рыбки из пруда.

Терпенье и труд все перетрут.

Горька работа, да хлеб сладок.

Нужно наклонится, чтоб из ручья напиться.

Любишь кататься люби и саночки возить.

Какие труды, такие и плоды.

Маленькое дело лучше любого безделья.

Не хлеб за брюхом ходит, а брюхо за хлебом, (объяснить значение слова брюхо).

Логопед: Молодцы! Утомились? Давайте поиграем с вами в русскую народную игру “Бабушка Маланья.”

Все образуют хоровод и говорят:

У Маланьи у старушки
Жили в маленькой избушке
Семь сыновей и все без бровей, (руками провести над бровями)
С такими ушами, (разводят руки в стороны)
С такими глазами,(пальцы в колечко, перед глазами)
С такой головой, (смыкаем руки над головой, образуя полукруг)
С такой бородой. (движенье рук от подбородке вниз с наклоном )
Ничего не ели, (присели на корточки, руки подпирают подбородок)
На нее глядели.

Логопед: А еще Покров начало осенних посиделок, как вы думаете, где все рассаживались в избе? Отгадайте загадку:

Наша барыня-сударыня
Толста и бела.
Щей да каши наварила,
Пирогов нам напекла.

Дети: Это печка.

Логопед: Для чего нужна людям печь?

Дети: Для тепла, чтоб готовить еду, сушить одежду и обувь, для сна.

Логопед: Назовите профессию человека, который устанавливает печь в избе.

Дети: Печник.

Логопед: В каких русских народных сказках русская печь является героем произведения?

Дети: “Гуси-лебеди”, “По щучьему велению…”

Логопед: Чем лучше всего топить печь?

Дети: Дровами.

Логопед: Да, без дров изба не топится, а дров надо наколоть.

Пальчиковая игра

“Я колю, колю дрова”
Я колю, колю дрова
Я колю, колю дрова
Я колю, колю дрова
Я колю, колю дрова
Я колю, колю дрова
Колю дрова на улочке
Гори, гори жарче печь.
Будут дети блины печь.

(Имитационные движения: поочередное постукивание ребром ладони об стол, кулачками, ладонями, сгибание – разгибание пальцев, круговые вращения кистями).

А теперь надо сложить дрова в поленницу. Русская народная игра “Сложи поленницу”.

Логопед: Дров накололи, в поленницу сложили пора бы и сказку послушать, садитесь поудобнее, я расскажу вам небылицы:

Как по речке, по реке
Ехал рыжий на быке.
Рыжий красного спросил:
— Чем ты бороду красил?

Я не краской не помазкой,
Я на солнышке лежал,
Кверху бороду держал.

Пришел медведь к броду,
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок,
Уж он кис, кис, кис,
Вымок, выкис, вылез, высох.

Встал на колоду –
Бултых в воду!
Уж он мок, мок, мок….

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из – под собаки
Лают ворота.

Деревня закричала:
“Мужики горят!”
Сарафаны в бабах
На пожар спешат.

Ведра пробежали
С мальчиком в руках,
За ними коромысло
С девкой на плечах.

Проскакала лошадь,
Стегая ездока.
Ворота со страху
Бац на мужика!

Логопед: Вот какие веселые небылицы, а сей час мы с вами выучим новую скороговорку: На былинке пылинка,

Пылинка на былинке.

  • Прохлопать ритм скороговорки.
  • Произнести скороговорку хором, индивидуально.
  • Послушать какие звуки голосом я выделила.
  • Повторить эти звуки, четко артикулируя.
  • Произнести звуки (п) и (б) хором и по одному.
  • В каких словах слышится звук (п), а в каких звук (б).
  • Произнести скороговорку тихо громко.
  • Произнести скороговорку грустно, весело.
  • Выделить голосом слова: На былинке пылинка,

Пылинка на былинке(и наоборот).

  • Проговорить скороговорку сначала низким, а затем высоким голосом.

Логопед: Молодцы, выучили скороговорку, а еще на Руси дети дразнили друг друга. Какие дразнилки, мирилки вы знаете? Кому кину мяч, тот и рассказывает:

Жадина – говядина,
Три копейки дадено,
На четвертую копейку
Расшибися о скамейку.(Динара)

Плакса, вакса, гуталин,
На носу горячий блин.
Плакать не годится,
Можно простудиться.(Маша)

Огурец, огурец,
Не ходи на тот конец,
Там волки живут,
Тебе ноги подшибут. (Данил)

Мирись, мирись, мирись.
Больше не дерись.
Чаю напьемся,
Опять подеремся.(Кулик)

Логопед: а сейчас для всех ребяток загадаю я загадку.

Деревянная подружка,
Без нее мы как без рук.
На досуге веселушка
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не дает!

Встаньте дети на ножки и достаньте-ка ложки, а теперь мы будем отстукивать ритм нашего четверостишия:

На горушке – избушка,
Живет в ней старушка.
Сидит на печи, жует калачи.

Логопед: А сейчас мы отдохнем, садитесь по удобней, расслабьтесь и послушайте русскую народную колыбельную.

Вечерние посиделки не обходились без любимых загадок. Ребята, а вы любите загадывать и отгадывать загадки? Ну, тогда начнем, только загадки будут не простые. Скажите мне, пожалуйста, что такое печная утварь?

Дети: То, что помогает хозяйке у печи.

Логопед: Я буду загадывать, тот, кто отгадает, о чем речь, должен показать этот предмет.

Помогаю я хозяйке
Ухватить чугунок жаркий. (Ухват)

Поправить топку поможет ловко
Помощница огня,
Трудяга…..(Кочерга)

Варят суп во мне и щи,
Ты в печи меня ищи. (Чугунок)

Логопед: Есть такая пословица: “Хочешь, есть калачи – не сиди на печи”. Я вам предлагаю слепить калачи. (Дети лепят калачи). Какие вы молодцы! Наши калачи дойдут, и мы их испечем. Понравилось вам ребята наше занятие, а что больше всего? Да чуть не забыла, на Покров день много было угощения и для вас мои милые, я приготовила. (Раздача угощения). Дети прощаются и уходят.  Корзун Ж. А., учитель-логопед, МКОУ Центр «ЛОГОС» ЗАТО город Межгорье Республики Башкортостан.