19.08.2014      651      0
 

Логопедическое занятие “Использование в речи слов — антонимов ”

Цели: Обучающие: отработать умение выделять, подбирать и адекватно употреблять слова с противоположным значением в связной речи;…


Логопедическое занятие “Использование в речи слов - антонимов ”

Логопедическое занятие “Использование в речи слов — антонимов ”

Цели:

Обучающие: отработать умение выделять, подбирать и адекватно употреблять слова с противоположным значением в связной речи; уточнять и расширять словарный запас детей; отработать диалогическую речь; профилактика речевых нарушений в письменной речи.

Коррекционно-развивающие: развивать языковое чутье; развивать навык построения предложений разных синтаксических конструкций; развивать концентрацию внимания, объем памяти, основные операции мышления (сравнение, обобщение, классификацию).

Воспитательные: воспитывать умение слушать педагога и одноклассников; воспитывать чувство ответственности и взаимопомощи; повышать речевую активность.

Оборудование: Карта, картинки, карточки.

Ход занятий

Организационный момент

Психологический настрой

Ученики четко произносят слова.

Мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать
Все правильно и внятно
Чтоб было всем понятно.

1. Работа с картой

Посмотрите на карту и скажите, что нам предстоит сделать, чтобы найти клад.

Поработайте самостоятельно

Прочитайте четко третий лишний

Отдохните сравните
Замени слова
Клад

Интонационная разминка

(на доске предложения)

  • Сегодня пасмурный день.
  • Сегодня пасмурный день!
  • Сегодня пасмурный день?

Прочитайте первое предложение.

– Какое предложение по цели высказывания?
– Какое это предложение по интонации?
– Произнесите это предложение.

Прочитайте второе предложение.

– Что изменилось?
– Как изменилась интонация предложения?

Для того, чтобы произнести это предложение с восклицательной интонацией нужно голосом выделить какое-нибудь слово. Давайте голосом выделим второе слово.

Прочитайте третье предложение.

– Какое это предложение?
– Задайте вопрос так, чтобы голосом выделялось первое слово.
– Задайте вопрос, в котором голосом выделяется второе слово.
– Выделите в вопросе третье слово.
— Скажите, а у нас сегодня какой день? (ясный)
— На какой вопрос отвечают слова “пасмурный – ясный”.
— Какой частью речи они являются?
— “Пасмурный – ясный” — с каким значением эти слова с одинаковым или

Противоположным?

— Как называются слова противоположные по значению?

2. Тема нашего занятия “Слова-антонимы”

Мы сегодня с Вами соберем копилку слов-антонимов. Слов противоположных по значению.

Давайте вернемся к карте и посмотрим, что мы должны сделать.

3. Сравните

К нам в гости пришли клоуны Бим и Бом. Давайте их сравним с помощью слов с противоположным значением.

Бим высокий, а Бом низкий.
Бим худой, а Бом толстый.
Бим грустный, а Бом веселый.
У Бима черные ботинки, а у Бома белые.
У Бима широкие полоски на костюме, а у Бома узкие.

— Какие слова с противоположным значением вы использовали для сравнения?
— Какие слова-антонимы вы использовали?
— “Толстый – тонкий” — что это за слова?
— С каким значением слова широкая – узкая?

4. Третий лишний

А сейчас, давайте поиграем в игру “Третий лишний”.

У нас на карточках слова. Два слова с противоположным значением, а третье лишнее, давайте его найдем.

Друг сутки большой
Товарищ ночь низкий
Враг день маленький
Тяжелый говорить добро
Длинный идти вражда
Легкий молчать зло

5. Физкультминутка

Сейчас отдохнем и выполним физ. Минутку, чтобы наши головки не болели и лучше думали.

Физ. Минутка для улучшения мозгового кровообращения.

6. Поработайте самостоятельно

Отдохнули и попробуем поработать самостоятельно.

У вас на столе карточки, на карточке записаны незаконченные предложения. Вам надо закончить предложения, подобрав к выделенным словам слова с противоположным значением.

Мне вчера было грустно, а сегодня _____________ .
Днем светло, а ночью ____________ .
Кричат громко, а шепчут ___________ .

— Какое предложение получилось?
— Какое слово вставили?
— Какие слова-антонимы использованы в предложении?

7. Замените слова

— Прочитайте, что написано на доске?

Пасмурный осенний день

Стоит дождливая погода дует сильный ветер

Небо темное скучный день

— Из этих слов надо составить рассказ.
— Что для этого надо сделать?
— Подумайте, где надо поставить точки?
— Какое первое предложение?
— Какое второе предложение? И т.д.

— Прочитайте рассказ.
— Какое настроение вызывает этот рассказ?
— Какие слова вызывают такое настроение?
— Давайте сделаем этот рассказ радостным, веселым. Заменим выделенные слова на слова с противоположным значением.
— Какие слова мы заменили? Как называются эти слова?
— Прочитайте получившийся рассказ.

8. Итог занятия

— Мы выполнили все задания по карте, и дошли до КЛАДА.
— Какие слова мы положили в нашу копилку?
— Как называются слова с противоположным значением? Трубецкая С.Н., учитель-логопед МБОУ “СОШ №41 имени В. В. Сизова” г. Курска.


Ваш комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

*

code

Для отправки комментария, поставьте отметку, что разрешаете сбор и обработку ваших персональных данных . Политика конфиденциальности

Мы вКонтакте