16.09.2014      1096      0
 

Логопедическое занятие по дисграфии смешанного вида “Дифференциация приставок и предлогов. Путешествие на Крайний Север”

Цели: Коррекционные: 1.Развитие фонематического анализа и синтеза; 2. Развитие зрительного пространственного представления; 3. Развитие слухового…


Логопедическое занятие по дисграфии смешанного вида “Дифференциация приставок и предлогов. Путешествие на Крайний Север”

Логопедическое занятие по дисграфии смешанного вида “Дифференциация приставок и предлогов. Путешествие на Крайний Север”

Цели:

Коррекционные:

1.Развитие фонематического анализа и синтеза;
2. Развитие зрительного пространственного представления;
3. Развитие слухового и зрительного внимания;
4. Развитие логического мышления, памяти;
5. Развитие общей и мелкой моторики.

Обучающие:

1. Умение дифференцировать приставку и предлог;
2. Обогащать словарный запас на основе лексической темы.

Воспитательные:

1. Воспитывать бережное отношение к природе;
2. Пробуждение интереса к занятию;
3. Привитие чувства товарищества, взаимопомощи.

Оборудование:

1. Рисунки-схемы для массажа лица;
2. Картинный материал “Животные Крайнего Севера”;
3. Карточки с деформированными предложениями;
4. Числовой ряд, карточки с числами;
5. Схемы предложений;
6. Карточки-слоги;
7. Физ.карта России;
8. Картинки с изображением Солнца, Ветра, Полярного сияния;
9. Словарь Ожегова.

Ход занятия.

1. Орг.момент. Релаксация. Массаж ушек, мимических мышц лица. Развитие мелкой моторики.

— Какое время года наступило?
— На улице зима. Сегодня морозный солнечный день. (Картинка солнышко) Посмотрите на Солнышко, протяните руки солнышку, подставьте лицо. Вам тепло, приятно.
— Но вот солнышко спряталось (убираю Солнышко). Подул сильный Ветер (картинка Ветер)
— Покажите, как вам холодно, сожмитесь в комочек.
— А теперь давайте согреемся. (массаж ушек, лица, используя картинки-схемы)
— Согрелись? (убираю Ветер)

<p»>2. Сообщение лексической темы.

— Посмотрите на карту. Где в нашей стране бывает очень холодно, холоднее, чем у нас в Сибири? (На Крайнем Севере)
— Я приглашаю вас в путешествие на Крайний Север, где долгая зима, длинные ночи, стоят лютые морозы. Но мы сибирский народ – закаленные люди и морозов не боимся.
— Выполняя различные задания, вы узнаете много интересного о Крайнем Севере.

3. Развитие зрительного внимания, звукового анализа и синтеза, логического мышления, зрительного анализа и синтеза.

— Как вы думаете, каких животных мы можем встретить на Крайнем Севере?
-Я вас предлагаю 4 зашифрованных слова – это животные Крайнего Севера и ключ к шифру (числовой ряд с буквами на доску)
— Ваша задача расшифровать слова. Разгадав, вы узнаете, кто нас встретит.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

л

о

т

ь

е

ю

ж

м

р

н

д

в

4 карточки с числами детям:
3,6,1,5,10,4 (тюлень)
8,2,9,7 (морж)
2,1,5,10,4 (олень)
8,5,11,12,5,11,4 (медведь)

— Кто встречает нас на Крайнем Севере? Дайте полный ответ (вывешиваю картинки с животными)
— Посмотрите на тюленя и моржа? Чем они отличаются? Что общего?
(У моржа есть клыки длинной до 80 см. Это ластоногие животные, у них вместо ног ласты. Могут жить на суше и в воде)
— Что знаете про северного оленя? Дайте полный ответ (Крупное животное, широкие копыта оленя не дают проваливаться в снегу. Рога имеют не только самцы, но и самки).
— Что вы знаете про белого медведя? (Белый медведь хорошо ныряет и плавает).
— Молодцы, все очень внимательные и любознательные, справились быстро с этим заданием.

4. Развитие слогового анализа и синтеза.

— На Крайнем Севере зимой наступает длинная темная ночь. Чтобы не заблудиться в темноте, нужно составить слова из рассыпанных слогов. (Кладу на каждую парту по 4 слога)

ЛЯР Е ПО НО (полярное)
Я СИ Е НИ (сияние)

— Что такое полярное сияние? (вывешиваю рисунок Полярное сияние, выслушиваю ответы)
— Послушайте, определение из словаря Ожегова. Полярное сияние – (с.178).

5. Развитие мелкой моторики. Массаж подушечек пальцев. Развитие слухового восприятия, слуховой памяти.

— Не забывайте, что мы путешественники, нам нужно вести записи в дневниках наблюдения, то есть в ваших тетрадях.
— Прежде, чем писать, нужно пальчики размять.
— Выучим новое стихотворение для массажа подушечек пальцев.

Морж, моржонок и моржиха –
Все поплыли очень лихо.
(Сделать 2 раза массаж подушечек пальцев)
— Запишите, сегодняшнюю дату в вашем дневнике наблюдений.

6. Сообщение грамматической темы. Развитие мышления, буквенного анализа и синтеза слова, зрительного внимания.

На доске предложения:

Полярное сияние (за)сверкало (в)темном небе.
Солнце надолго (с)пряталось (за)горизонтом.

— Посмотрите, на доску. Какое задание нужно выполнить?
— Кто бы нам помог узнать, где приставка, где предлог?
— Сегодня на занятии мы будем закреплять правильное написание приставок и предлогов. (тему повесить)
— Раскроем скобки в первом предложении? Прочитайте четко предложение, доказывая наличие приставок и предлогов.
— Раскройте скобки во втором предложении.
— Запишите предложения под диктовку.

7. Динамическая пауза. Развитие общей моторики, слуховой памяти.

— Отправляемся в стадо северных оленей. Представьте, что мы олени. Выучим про оленей стихотворение. Всего два предложения.

На севере пасутся оленьи стада
(Руки крестом над головой, повороты влево, вправо)
Мох для оленей – постель и еда
(Присесть, имитация сна, встать, имитация приема пищи)

8. Графическая запись предложений. Развитие слуховой памяти.

— Понравилось стихотворение? Давайте запишем предложения графически.
— Повторите первое предложение. Запишите графически.
— Повторите второе предложение. Запишите графически.

Выполнение схемы на доске. Проверьте

V— — — —.

— V — — — —.

— Что узнали про оленя?

9. Развитие зрительного восприятия, логического мышления.

— Если хотите узнать побольше об оленях и других животных, выполните еще одно задание.
— На этих карточках даны предложения с ошибками. Внимательно, прочитайте, найдите ошибки.

Северные олени у бегают отволков.
Тюлень струдом пере двигается посуше.
Морж клыками вы таскивает изводы рыбу.
Белого медведя жир с пасает отхолода.

— Что в предложениях неверно?
— Как нужно писать приставки? Почему?
— Прочитайте предложения, исправляя ошибки.
— Положите карточку перед собой, запишите предложения, выделяя приставки и предлоги.
— Что узнали о животных крайнего Севера из своих предложений?

10. Итог занятия. Релаксация.

— Вот и подошло наше путешествие к концу.
— На Крайнем Севере длинные ночи, Солнце спряталось за горизонт, а у нас выглянуло (картинку с солнышком на доску).
— Посмотрите на Солнышко, протяните руки к солнышку, подставьте лицо, закройте глазки, откройте глазки, улыбнитесь.
— Какое задание вам понравилось? Какое было очень трудным?
— Какие правила нам помогали верно выполнять задания? (предлоги пишем отдельно – это часть речи, приставки пишем слитно – это часть слова)
— Каких животных встретили в нашем путешествии?
— Животных на Крайнем Севере очень много, о них вы узнаете на уроках природоведения.
— Все хорошо занимались, все были наблюдательны, внимательны, любознательны. Молодцы!
— Занятие окончено. До свидания! Ревть И., учитель-логопед.