21.10.2013      758      0
 

Кризис 3 лет-второй возрастной кризис ребенка

Кризис 3 лет — период в развитии ребёнка, когда он пытается доказать право на самостоятельность решений, на собственные желания и потребности,…


Кризис 3 лет-второй возрастной кризис ребенка

Кризис 3 лет-второй возрастной кризис ребенка

Кризис 3 лет — период в развитии ребёнка, когда он пытается доказать право на самостоятельность решений, на собственные желания и потребности, которые не зависят от воли взрослых. Причём, если малышу не удастся убедить в этом в первую очередь самого себя, то в дальнейшей жизни ему будет нелегко.

Период от 1 года до 3 — это начало становления личности. Хотя первые шаги в этом направлении ребёнок делает сразу после рождения. Со второго года жизни процессы становятся интенсивнее. А в трёхлетнем возрасте малыш уже чувствует себя личностью, говорит о себе «Я», выделяет себя среди других.

Давно известно, что чем старше ребёнок, тем больше «сюрпризов» он преподносит. После кризиса 1 года, когда впервые проявилось стремление к самостоятельности и независимости, наступил относительно спокойный период. Он сменяется следующим переломным этапом развития, называемым в психологии «кризисом 3 лет».

Что происходит с детьми?

Ваш ребёнок начинает осознавать себя личностью и отделяется от взрослого. Теперь он сам хочет стать «как взрослый». Конечно, ему это не всегда удаётся, потому и возникает протест и негативизм. Ребёнок отказывается подчиняться требованиям родителей, настаивает на собственном мнении, на своём решении. Иногда это похоже на объявление войны. Малыш начинает протестовать против всех устоявшихся правил, которые принимал раньше.

Кризис 3 лет — это полная перестройка взаимоотношений ребёнка со взрослым с целью построить новые. До этого дети воспринимают близких людей как часть себя. Но с трёхлетнего возраста появляется тенденция к самостоятельности. В это время маленький человек стремится самоутвердиться и доказать свою независимость. «Я сам» — эти слова сопровождают каждый его шаг. И это не прихоть, а жизненная необходимость.

Родители опять с удивлением наблюдают упрямство, своеволие, непослушание, а иногда даже деспотизм со стороны своего чада. И если в возрасте 1 года малыш просто делал всё по своему, или хотя бы пытался так поступать, то теперь подобное поведение сопровождается словами «Я сам». И действительно ребёнок пытается всё делать самостоятельно. Но чаще получается просто вопреки родителям. Например, когда зовут обедать — отвечает «не хочу», когда нужно собираться на прогулку — утверждает, что хочет есть и так далее.

Что делать?

Выход такой же, как и в прошлый раз — проявить максимум терпения, предоставить своему чаду как можно больше самостоятельности везде, где это возможно. Ребёнку необходима свобода действий. Он повзрослел, и его совсем не просто чем-то отвлечь. Себя малыш воспринимает уже как личность, его намерения становятся осознанными. Этого маленького человека больше не получится «переключить» на что-то другое. Руководить поведением трёхлетнего ребёнка намного сложнее. Ему нельзя открыто навязывать свою волю. Естественно речь не идёт о крайностях, когда проявления самостоятельности могут навредить.

Предоставьте вашему ребёнку право выбора. Заранее предупреждайте его о своих намерениях. Например, «мы скоро пойдём гулять, заканчивай играть и начинай собираться». И вы заметите, что вскоре малыш будет готов отправиться на прогулку.

Психологами доказано: если родители поощряют желания малыша к самостоятельному принятию решений и предоставляют ему возможность свободного выбора, то он раньше начинает вести себя ответственно и доставляет меньше хлопот относительно личной безопасности. Ребёнок теперь сам должен решать, будет ли он есть «добавку», какими игрушками хочет играть, что будет рисовать, останется дома или пойдёт вместе с мамой в магазин. Конечно, определённые рамки просто необходимы. Ведь малыш ещё не умеет определять потенциально опасные ситуации. Умение предвидеть опасность — это навык, который формируется со временем. Дети овладевают им на собственном опыте. И если такой опыт отсутствует, то малыш просто не будет знать, что игла — острая, огонь — печёт и т.д. Вы должны постепенно открывать ребёнку мир опасных вещей. Важно не уберечь его от падений, ведь это просто невозможно, а научить быть осторожным. Другими словами, объяснить, как правильно падать. Тогда можно быть уверенным, что ребёнок не будет подвергаться опасности лишний раз. Эти элементарные навыки позволят воспитать и чувство уверенности в себе.

Спустя некоторое время после первых проявлений кризиса, испытав терпение родителей и узнав о пределах дозволенного, ваш малыш станет намного самостоятельнее и взрослее. Он продолжит развиваться и меняться, но это будет происходить на более высоком уровне. Ведь теперь маленькая личность уже многое знает и умеет. Она научилась важным вещам, которые так необходимы для жизни в мире людей. Да и взаимоотношения со взрослыми перешли на качественно новый этап.