05.12.2014      1530      0
 

Коррекционно-развивающее занятие с ребенком «Домашние животные и их детеныши. Звук [Ш]»

Тема: «Домашние животные и их детеныши. Звук [Ш]». Цель: введение обобщающего понятия, уточнение знаний ребенка…


Коррекционно-развивающее занятие с ребенком «Домашние животные и их детеныши. Звук [Ш]»

Коррекционно-развивающее занятие с ребенком «Домашние животные и их детеныши. Звук [Ш]»

Тема: «Домашние животные и их детеныши. Звук [Ш]».

Цель: введение обобщающего понятия, уточнение знаний ребенка о домашних животных, о названиях детенышей; развитие умения образовывать существительные множественного числа и существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; автоматизация звука [ш] в начале слова, развитие фонематического восприятия, формирование элементарных форм звукового анализа, развитие зрительного и слухового внимания и памяти.

Оборудование: предметные и сюжетные картинки, вата, разрезанное на части изображение улыбки, схема слова (полоска белого картона), буква «Ш» из разрезной азбуки, настенное зеркало.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

— Для того, чтобы нас не покидало хорошее настроение собери разрезанную на части, нарисованную улыбку.

II. Артикуляционная гимнастика.

— Улыбнись также. А теперь подготовим к работе язычок.

Выполнение упражнений, «инсценируя» органами речевого аппарата сюжет сказки «Теремок». Упражнения: «Забор», «Окно», «Трубочка», «Лопата», «Мост», «Парус», «Лошадка», «Маляр», «Вкусное варенье», «Фокус», «Теплый ветер».

III. Повторение.

1. Уточнение правильной артикуляции звука в изолированной позиции.

— И вот однажды, в ясную погоду, когда дул теплый ветер, к животным в теремок приполз маленький добрый змееныш, чтобы подружиться с ними (педагог выставляет картинку доброго змееныша). Первым делом он поздоровался. Вспомним, как он это делает.

Ребенок длительно воспроизводит звук [ш]. По необходимости, педагог корректирует звучание.

2. Уточнение правильной артикуляции звука в слогах.

— А потом начал напевать добрые песенки.

Ребенок воспроизводит произношение звука в отработанных прямых, обратных и со стечением согласных, слогах.

IV. Основная часть.

1. Автоматизация [ш] в начале слова.

— Животные заулыбались и тут же подхватили его песенки и стали петь все вместе. Змееныш похвастался, что от мамы он узнал много новых слов и научился их шипеть. Чтобы не забыть их, он нарисовал к ним картинки и принес их с собой, показать друзьям.

По предметным картинкам ребенок повторяет за логопедом слова со звуком [ш] в начале (открытый слог): шина, шипы, шило, шапка, шайба, шампунь, шуба, шов, шалун, шахматы, шея, шепот, шоколад, шелк.

Картинки остаются лежать на столе перед ребенком.

•Игра «Во что попадешь?» (ребенок с закрытыми глазами указательным пальцем попадает в одну из разложенных на столе картинок, называет ее).

•Игра «Запомни и назови» (педагог выкладывает перед ребенком три картинки, тот смотрит и запоминает, затем логопед закрывает картинки листом бумаги, ребенок воспроизводит по памяти увиденное).

•Игра «Запомни и повтори» (педагог называет три слова, ребенок по памяти их воспроизводит).

•Игра «Доскажи словечко» (ребенок, выбирая из картинок, подходящее по смыслу слово, заканчивает им предложение логопеда).

•Игра «Чего нет?» (ребенок называет закрытую педагогом картинку: нет шапки).

— Какой звук есть во всех этих словах? Какой буквой он обозначается? Покажи ее.

2. Развитие фонематических процессов.

— Змееныш принес с собой много других картинок. Только запутался и не может выбрать те, в которых есть звук [Ш]. Поможем ему.

Педагог выкладывает перед ребенком картинки с наличием либо отсутствием в их названиях звука [ш]. Ребенок по порядку произносит названия картинок. Затем педагог их собирает в «стопочку» и просит ребенка брать из нее картинку, называть и класть под букву «ш», если в ней есть данный звук (в названиях картинок со звуком [ш] он находится в начале слова).

— А теперь с помощью схемы слова определим, где стоит [ш] в этих словах: в начале, середине или в конце (ребенок произносит слово, проводя указательным пальцем по схеме-полоске, определяет место звука в слове, ставит туда букву «ш», проверяет еще раз вместе с педагогом).

Вывод: во всех названных словах звук [ш] стоит в начале слова.

V. Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика.

VI. Продолжение.

1. Введение в тему «Домашние животные и их детеныши».

— Помоги змеенышу отгадать загадку, которую ему загадала мама.

Отгадка: кошка. Педагог выставляет на доску картинку с кошкой.

— Кошка — это кто? Каких еще животных знаешь?

— А почему некоторых из них называют домашними?

— Назови домашних животных. По мере называния ребенком домашних животных, педагог выставляет предметные картинки с их изображением. После чего уточняет обобщающее понятия.

2. Расширение словарного запаса. Развитие умения грамотного оформления предложения в устной речи.

Игры «Кто где живет?», «Кто чем питается?» (логопед располагает в своей руке картинки в виде веера, лицевой стороной к себе, ребенок выбирает любую из них, отвечая полным предложением на вопрос в названии игры).

3. Формирование умения изменять слова и образовывать грамматические формы.

•Игра «Один – много» (кошка – кошки и т.п.). Отработка словоизменения в игре с мячом (педагог бросает мяч ребенку, называя животное в единственном числе, ребенок, возвращая мяч педагогу, воспроизводит слово во множественном числе).

•Игра «Назови ласково» (большая собака, а маленькая собачка). Отработка словоизменения в игре с мячом.

•Игра «У кого кто?» (работа по предметным и сюжетным картинкам: у кошки-котенок-котята и т.п.)

VI. Итог занятия.

— Слова с каким звуком принес нам змееныш? Назови, какие запомнил.

— Перечисли всех животных, которым мы уделили сегодня достаточно много внимания. Какие они? Почему их так называют?